Что за инструмент варган, и как извлекать из него музыку

Одним из символов культуры Якутии, Чукотки, народов Океании и Азии является варган – музыкальный инструмент, обладающий мистическим и завораживающим звучанием. Игра на нем требует от исполнителя не только знания различных музыкальных приемов, но и умения импровизировать.

Варган музыкальный инструмент
Музыкальный инструмент варган обладает мистическим звучанием.

Что за музыкальный инструмент варган

Варган (со старославянского переводится как «рот») относится к простым самозвучащим язычковым инструментам. Существует более 1000 его разновидностей, распространенных в России и по всему миру.

Как возник

Первый экземпляр был найден на территории Монголии (на месте расположения древнего кочевого народа хунну). Его возраст ученые датируют III в. до н.э.

России варган традиционно использовали северные народы (мордва, печера, алтайцы, марийцы) в процессе проведения обрядов инициации и других ритуалов.

У историков имеется несколько версий о происхождении инструмента:

  1. Прообразом варгана стали деревянные щепки, использовавшиеся древними людьми для передачи сигналов друг другу на расстоянии.
  2. Его разновидности появились одновременно в нескольких частях света независимо друг от друга (в пользу этого указывает количество разновидностей в разных странах).
  3. Родиной инструмента является Китай, где он использовался жрецами во время религиозных таинств.

Общие элементы конструкции

Устройство большинства металлических варганов включает в себя неподвижную основу (раму), к/в которой прикреплен либо вырезан язычок.

элементы конструкции
Устройство включает раму, к которой прикреплен язычок.

При этом конструкция может быть:

  • дугообразной, соединенной из 2 частей (металлического язычка и рамки);
  • пластинчатой, имеющей цельный корпус, по центру которого располагается прорезь;
  • многоязычковой (включающей 2, 3 и более язычков).

Пластинчатые инструменты делают преимущественно из бамбука, тростника или кости, тогда как дуговой варган изготавливают только из металла.

Звучание инструмента

В зависимости от конструкции и вида различают варганы для игры в высоких, средних и низких регистрах. При правильно установленной во рту варганной раме отчетливо слышен бурдон (протяжный основной тон, на который накладывается мелодия либо звуковой шум). Тембр звучания инструмента специфически монотонный, глубокий.

Внешний вид

Классический инструмент представляет собой вытянутую пластину длиной 10–17 см (в зависимости от размера рта и кистей исполнителя) с небольшим расширением на конце. Посередине проходит металлическая или деревянная линия (язычок), оканчивающаяся на другом конце крючком для защипывания.

Внешний вид
Инструмент состоит из пластины с линией, оканчивающейся крючком.

Виды варганов и разница между ними

Различие между многочисленными инструментами сводится к разной форме рамы, количеству язычков, виду материала, а также приемам звукоизвлечения. При этом характерная тембровая неповторимость варганов даже при всех их отличиях остается родственной.

Комус

Родиной инструмента является Алтай. Варган был усовершенствован братьями Владимиром и Павлом Боткиными.

Он устроен таким образом:

  1. Корпус из латуни либо меди.
  2. Форма рамы гладко-овальная.
  3. Средняя длина – от 6 до 13 см.
  4. Язычки из стали.

Алтайский комус – одна из самых популярных среди всех существующих разновидностей инструмента. Варган Владимира Боткина отличается мягким и нежным звуком, тогда как конструкция Павла Боткина обогащает звучание глубокими вибрациями и низкими тонами.

Алтайский комус
Алтайский комус отличается мягким и нежным звуком.

Хомус

Важнейший традиционный элемент шаманской культуры Якутии, где он получил название «муза Вселенной». Его материал — кованая сталь. Увеличенный по размеру язычок способен обеспечивать длительное звучание с 1 щипка.

К особенностям инструмента относятся:

  1. Трещащий тембр звука.
  2. Большая громкость (в сравнении с другими).
  3. Диапазон игры – от низкого до среднего.
  4. Средняя длина – от 8 до 15 см.
  5. Четкое воспроизведение артикуляции и любых технических приемов.
  6. Игра в различных темпах.
  7. Количество язычков – до 4.
Хомус
Хомус является важнейшим инструментом культуры Якутии.

Среди прославленных хомусов – варганы мастеров Чемчоева, Христофорова, Михайлова, Готовцева.

Читайте также:  Определение акустической среды и звукового ландшафта – значение и необходимость послушать все

Генггонг

Старейший индонезийский варган, отличающийся сухим тембром, очень тихим и мягким звуком.

Его конструкция не похожа на стандартный инструмент:

  • рама делается только из легкой древесины – бамбука, бальзы, сахарной пальмы;
  • длина составляет от 13 до 18 см;
  • к язычку прикреплена нитевая струна, которую необходимо дергать под различными углами;
  • варган не имеет изгибов (выглядит как 2 палки, обвязанные веревками).
Генггонг
Генггонг — старейший индонезийский варган.

Кубыз

Башкирский щипковый инструмент, который делится на Агас-Кубыз (пластинчатый варган из дерева) и Тимер-Кубыз (металлический). Имеет тихое звучание с резким затуханием. Некоторые модели позволяют играть мелодии (в пределах 1 октавы).

Кубыз
Кубыз — башкирский щипковый инструмент.

Предпочтительный тембровый диапазон – от среднего до очень высокого. Известные производители – Мустафин, Хитров, Гимадиев.

Аман хуур

Монгольский варган применялся не только в сакральной культуре, но и в быту.

Он имеет свои отличительные особенности:

  1. Несколько креплений язычка у основания (от 1 до 4).
  2. Преимущественно малые размеры корпуса (от 6 до 10 см).
  3. Изготовление только из латуни.
  4. Форма пластины в виде треугольника.
  5. Диапазон – от низкого до среднего.
Аман хуур
Аман хуур применяется в сакральной культуре и в быту.

На аман хууре удобно осваивать азы исполнительства на варгане, т.к. у него язычок легкой либо средней жесткости.

Дрымба

Принадлежит к семейству дуговых варганов, пользующихся популярностью в Западной Европе (Румынии, Молдавии, Белоруссии и на Украине).

Инструмент обладает такими свойствами, как:

  • густой и яркий звук в крайних регистрах;
  • долго затухающее эхо;
  • низкий обертон при громком звучании, дающий дополнительные призвуки;
  • сильная вибрация язычка при игре в низком регистре;
  • небольшой тембровый диапазон.
Дрымба
Дрымба подходит для спокойной игры.

Дрымба лучше всего подходит для медитативных практик и спокойной, размеренной игры. Известные мастера – Хацкевич, Ванджурак, Дерновой, Пыжов.

Дан мой

Редкий представитель варганов (Вьетнам), которые нужно прикладывать к губам, а не к зубам. Они относятся к самым миниатюрным среди всех пластинчатых губных инструментов.

Существует 3 разных типа вьетнамских дан мой:

  1. Классические. Корпус и язычок сделаны из литого металла.
  2. Тонкие пластинчатые. Материал – латунь либо бамбук.
  3. Толстые пластинчатые (из меди или толстого листа латуни).

Инструмент прост в обращении благодаря легкому язычку, чутко реагирующему на любое прикосновение. Звук варгана тихий, воздушный, с небольшим треском. В среднем регистре звучание плотное, несколько грубоватое. Высота звучания и палитра обертонов зависят от производителя.

Дан мой
Дан мой — редкий представитель варганов.

Также особенностью дан мой является отсутствие требовательности к технике – параметры и качество звука легко задает исполнитель.

Доромб

Инструмент дугообразной формы. Рама удобно ложится в руку, язычок плотной и туговатый.

У доромба есть много отличий от других варганов:

  1. Податливая рама, чувствительная к прикосновениям и нажиму.
  2. Загиб на кончике язычка, вследствие чего щипок должен делаться «от себя», а не «на себя».
  3. Самый большой доступный диапазон среди всех варганов (от сверхглубоких басов до высочайших частот).

Коме того, доромб нельзя сильно прижимать к губам или прикусывать (портится качество звука). Он лучше всего подходит для экспрессивной манеры игры.

Доромб
Доромб имеет дугообразную форму.

Новичкам не рекомендуется начинать обучение игре на варгане с этого инструмента. В то же время музыкант, освоив доромб, сможет блестяще играть на любом из существующих варганов. Признанным мастером-изготовителем является Золтан Силади.

Ангкуть

Разновидность бамбуковых варганов, изготавливаемых в Камбодже (племенем мнонгов). Рама инструмента содержит подвижные пластины, благодаря которым можно менять зазор между декой и язычком и добиваться тем самым изменения тембровой окраски.

Само звучание ангкути отличается громкостью (в сравнении с деревянными варганами) и трескучестью. Верхний регистр отчетливо выделяется при игре; в то же время низкие звуки практически не слышны.

Ангкуть
Ангкуть отличается громкостью и трескучестью.

Мурчунга

Непальский язычковый инструмент, тембр которого очень мелодичный и приятный для слуха. Большинство варганов позволяют играть мелодии в верхнем регистре (диапазон – не больше квинты).

К особенностям мурчунги относятся:

  • язычок, удлиненный в обратную сторону (что позволяет удобно держать инструмент, не зажимая раму);
  • оригинальная форма рамы;
  • разнообразие материалов, из которых может быть сделан варган (медь, сталь, латунь, алюминий, древесина);
  • возможность удобно играть как в медленном, так и в быстром темпе (благодаря высокой чувствительности и упругости язычка).
Читайте также:  Как лечиться тибетскими поющими чашами, и как работает эта техника

Эта разновидность варгана может быть одинаково интересна и музыкантам-любителям, и профессионалам.

Мурчунга
Мурчунга — непальский язычковый инструмент.

Зубанка

Считается традиционным русским варганом, однако существуют и другие названия (мансийский хомус). Зубанки обладают красивым массивным звучанием в низком регистре, который является основным, и устойчивыми обертонами. Инструмент предназначен для игры в медленном и среднем темпе – исполнить быстрые мелодии на нем крайне сложно.

Некоторые зубанки усовершенствованы современными мастерами (Глазыриным, Макасеевым, Рыбниковым), вследствие чего на них можно по желанию менять высоту звука.

Зубанка
Зубанка — традиционный русский варган.

Как выбирать для себя варган

Для новичков существует несколько соображений, которые помогут им облегчить выбор музыкального инструмента:

  1. Если человек не умеет играть на варгане и хочет научиться, то ему следует выбирать тот инструмент, на котором проще всего освоить азы исполнительства. Таковыми являются вьетнамский дан мой, монгольский аман хуур или китайский коу сян.
  2. Если стоит цель стать профессиональным исполнителем, в совершенстве владеющим варганом, то начинать лучше с дрымбы, хакасского хомуса, планируя в дальнейшем перейти на доромб.
  3. Усредненными музыкальными инструментами (т.е. с качественным звуком, широким диапазоном и простотой освоения) стоит считать якутские хомусы, русские варганы от производителя Литвинова или отдельные модели гуцульских дрымб.

Размер

Величина корпуса варгана не всегда говорит о его звуковых особенностях. Некоторые маленькие инструменты (малые зубанки Литвинова, эстонские пармупилли) обладают высокой громкостью даже в верхнем регистре, несмотря на небольшую раму.

Размер
Размер варгана не влияет на его звуковые особенности.

Однако в большинстве случаев можно вывести зависимость между размером и особенностями звучания:

  1. Варганы от 5 до 8 см имеют тихий звук, слабые вибрации и предназначены скорее для самостоятельного пользования (медитации), чем для публичного исполнения.
  2. Громкость варганов от 8 до 14 см варьируется от низкой до высокой. Звучность ясная и четкая, благодаря чему их можно использовать в качестве не только сольного, но и группового инструмента. Новичкам лучше всего остановить свой выбор на варгане средних размеров.
  3. При длине рамы от 14 см и выше варган считается большим. К звучанию обертонов добавляются посторонние шумы (треск, дребезжание), что при умелой игре позволяет обогащать звук. В то же время большие инструменты требуют опыта игры и сформированных у исполнителя музыкальных навыков.

Жесткость и длина язычка

Чем жестче язычок, тем сложнее добиться ровного звучания. Профессиональные варганы имеют как минимум среднюю жесткость, т.к. она обеспечивает длительность звучания, его медленное затухание, а также позволяет использовать многочисленные технические приемы.

Длина и ширина язычка тоже влияют на качество звука. Чем длиннее металлическая пластина, тем более низкие ноты удастся извлечь.

Короткие язычки свойственны вьетнамским, индийским и камбоджийским инструментам, сделанным из дерева.

Размер колена и кольца

Эти параметры влияют на доступную скорость игры на инструменте. Варган с большим кольцом и коленом больше подходит для медленных, протяжных мелодий с простым ритмом. На таком инструменте удобно отрабатывать технику игры и точность, поэтому его нередко рекомендуют всем, кто еще не освоил первичные навыки исполнения.

Размер колена и кольца
Размеры колена и кольца влияют на скорость игры.

Короткое колено позволяет играть быстрые мелодии, однако к нему нужно привыкнуть, т.к. поначалу во время игры будет сложно не задевать рукой за щеку.

Маленькое кольцо и колено делают звук инструмента выше, пронзительнее.

Материал

Материал, из которого сделан варган, влияет на ощущения при игре (в особенности – вибрации «на зубах»), тембр звучания, регистровые особенности и исполнительские возможности.

Различие между инструментами можно проиллюстрировать в виде списка:

  1. Дерево. Инструмент имеет слабую отдачу на ротовой аппарат. Звучание скорее тихое, чем громкое, приглушенное. Приятны в ощущениях при частой игре.
  2. Кованый металл. Звучность яркая, отчетливая, временами резкая. Обертона насыщены высокими тонами (даже если сам инструмент басовый).
  3. Гнутый и пластинчатый металл. Звук сухой, матовый, хорошо подходит для аккомпанемента или сопровождения партий других инструментов. У всех металлических варганов сильная отдача на зубы.
  4. Медь. Отдельно от группы металла стоят медные инструменты, т.к. они по своим характеристикам являются промежуточными между деревянными и металлическими варганами.
  5. Экзотические материалы (камень, китовый ус, кости животных). Их объединяют бархатное, нежное звучание вкупе с низкой громкостью и такой же низкой прочностью.
Читайте также:  Как работает здоровая чакра Анахата и как ее исцелить

Звук

Самый важный пункт музыкального инструмента, который каждый определяет в соответствии со своим вкусом. Во многом звучание варгана, громкость и величина диапазона зависят от артикуляционных навыков человека.

Звук
Звучание варгана зависит от артикуляционных навыков.

Высокий регистр варгана хорошо подходит для исполнения мелодий. Отчетливо слышны ноты, которые обладают певучестью и яркостью. В свою очередь низкий регистр предрасполагает к медитативным практикам и созданию нужной звуковой атмосферы или фона.

При игре в среднем регистре удобно очерчивать ритмический рисунок мелодии и задавать темп. При этом сам регистр считается универсальным (классическим) для варгана.

Тоновый диапазон

Под диапазоном понимают пограничные, крайние тона (самый высокий и самый низкий, которые может воспроизвести варган). Его величина зависит от конструкции инструмента, качества рамы и геометрии дек.

Чем шире диапазон, тем больше возможностей у исполнителя продемонстрировать свое мастерство (к таковым инструментам, помимо доромба, относятся многие алтайские комусы и немецкий маультроммель).

Как играть на варгане

Чтобы научиться извлекать хоть какие-нибудь звуки, достаточно потратить 5 минут. Необходимо плотно прижать к зубам или губам основу инструмента, оставляя между ними щель для язычка, далее – щипком резко оттянуть язычок от себя. Резонатором является вся ротовая полость.

Расположение во время игры

Брать инструмент следует так, чтобы не касаться пальцами язычка.

Расположение во время игры
Варган берут так, чтобы не касаться пальцами язычка.

Существует несколько вариантов расположения пальцев:

  1. Классический. Указательный и средний пальцы обхватывают раму с обеих сторон, большой палец подушечкой упирается в кольцо.
  2. Закрытый. Руку сжимают в кулак (в вертикальном положении, большой палец отодвинут в сторону). На указательный палец кольцом вперед кладут варган, большой палец обхватывает кольцо.
  3. Открытый. Кольцо варгана удерживают большим и указательным пальцами сбоку за кольцо.

Независимо от расположения необходимо следить за тем, чтобы язычок оставался свободным.

Базовые приемы

Перед извлечением звука варган нужно прижать (не прикусить и не зажать) к зубам, следя за тем, чтобы оставалась щель, делающая возможными колебания язычка. Губы должны быть расслаблены. После этого нужно привести в движение язычок при помощи щипка или легкого удара.

В процессе игры на варгане важно обращать внимание на расслабленность кисти, которая делает щипок. При зажатой руке сложно контролировать темп удара, ритм и силу.

Существует несколько базовых способов звукоизвлечения:

  1. Щипок осуществляют указательным пальцем (подушечкой либо ребром), остальные расслаблены и опущены. Локоть находится внизу.
  2. Указательный и средний пальцы поочередно делают щипки. Локоть чуть выше уровня плеч.
  3. Для игры в быстром темпе опускают локоть ниже уровня плеч и делают щипки указательным пальцем с вращением кисти по кругу.

Для медленного темпа удобнее извлекать звучание большим пальцем, разгибая руку в локте в процессе щипка.

Дыхательная техника

Новичкам первое время рекомендуется дышать привычным образом, чтобы освоить начальный этап игры. Профессиональные исполнители учатся регулировать вдох и выдох во время игры. Для этого подходит нижнее диафрагмальное дыхание (открытое или закрытое горло в зависимости от того, какого звукового эффекта нужно достичь).

Звучание варгана можно удлинить при медленном вдохе (выдох влияет в меньшей степени).

Управление звуком

Менять тембр, усиливать или добавлять новые призвуки можно при помощи движений губ, вибрацией языка и посредством горлового пения. При произнесении гласных «О», «У», «А», «Э», «Ы» менять регистровую окраску и получать дополнительные обертона.

Не менее важно положение языка – при произнесении согласных тембр становится резче и отчетливее.

При удержании мышц глотки в напряжении (т.н. закрытый второй рот) звучание становится насыщенным и объемным.

Поющие Чаши ‣ Singing bowls
Adblock
detector