Типовые рекомендации о том, как играть на варгане, носят рамочный характер, предлагают копирование основных техник и не ориентированы на развитие творческого потенциала и музыкального восприятия у обучающихся. Важнее понимание основ звукоизвлечения и формирование собственной манеры игры.
Правила игры на варгане
Чтобы научиться виртуозной осознанной, приносящей удовольствие игре на инструменте, нет необходимости в музыкальном образовании, главное в этом вопросе – желание и терпение.
Прежде всего нужно освоить технику игры, приобрести начальные навыки, довести манипуляции до автоматизма, а дальше – нет предела совершенству. Многое также зависит от задач, которые ставит перед собой начинающий исполнитель, и готовности погрузиться в раскрытие потенциала древнего инструмента.
Коротко о правилах:
- соблюдайте регулярность и последовательность занятий;
- повторяйте пройденный материал;
- ставьте цели и добивайтесь их;
- не зажимайте рамку;
- сжимайте губы;
- используйте язык и дыхание;
- правильно бейте по язычку;
- экспериментируйте и не напрягайтесь;
- вкладывайте в музыку свою душу и живите ей;
- любите то, что вы делаете.
Обучение игре осуществляется интуитивно и строится на экспериментах с дыхательными техниками, постановкой языка и гортани. Но обо всем по порядку.
Кому понравится играть на музыкальном инструменте
Варган – неоднозначный инструмент, который ассоциируется с чем-то мистическим, неизведанным и ритуальным, поэтому имеет свою уникальную аудиторию.
К ней относятся люди:
- имеющие этнический музыкальный интерес;
- практикующие различные медитативные энергетические практики;
- с нестандартными увлечениями и хорошим чувством ритма;
- часто пребывающие в стрессе и имеющие потребность в эффективных методиках расслабления.
Начало обучения
Перед стартом учебы настройтесь на сам процесс, который может быть тернист и неоднозначен.
Помните, что изучение музыки активизирует творческое начало и приносит удовольствие, что приводит к нивелированию чувства одиночества и мгновенному облегчению при депрессии.
Устройство и виды варгана
Варган – это древнейший музыкальный инструмент, отличительной конструктивной особенностью которого выступает вибрирующая пластина – «язычок».
Основные составляющие:
- Рама – основа варгана.
- Язычок – пластинка между сторонами рамы.
- Зазоры – расстояния между пластинкой и параллельными участками рамы. Они отвечают за объем и музыкальный спектр прибора. Чем меньше зазоры, тем громче звук и легче его извлекать.
- Триггер – часть механизма, с помощью которой пластинка колеблется, в результате чего получается звук.
- Лупер – кончик языка, который порождает натяжение. Элемент может иметь различную форму и дополнительные составляющие (например, утяжелители) в зависимости от модели.
- Соединительная часть – место крепления пластины к основанию.
Читайте также нашу статью: Как сделать варган самостоятельно
Существует большое количество модификаций этого музыкального прибора в зависимости от формы, материала, исторических и географических особенностей происхождения:
- Комус (Алтай) – небольшой прибор с дугообразной основой в форме овала. Подходит для начинающих музыкантов.
- Хомус (Якутия) имеет дугообразную форму. Отличительной особенностью конструкции является возможность включения до 4 пластин.
- Генггонг (Бали) – аппарат, по форме похожий на трубку. Его рама традиционно сделана из дерева, а пластина – из листа сахарной пальмы.
- Кубыз (Татарстан) по форме бывает дугообразным или пластинчатым. Используется в качестве аккомпанемента для национально-этнических танцев.
- Аман хуур (Монголия) имеет замкнутую с обеих сторон раму и мягкую пластину, что и отличает его от других приборов.
- Дрымба (Украина) – дугообразный варган с жестким язычком.
- Дан мой (Вьетнам) – пластинчатый механизм с заострением одной из сторон. Изготавливается из латуни и бамбука.
- Доромб (Венгрия) имеет дугообразную основу и множество вариантов исполнения. У устройства широкая мягкая рама, отсутствует петля на пластине.
- Ангкуть (Камбоджа) – длинный и плоский прибор. Изготавливается из бамбука.
- Мурчунга (Непал) имеет необычную форму: рама дугообразная, а мягкий язычок удлинен в обратную сторону.
Правильное положение инструмента
Важное значение в игре на варгане имеет правильность его положения. Рама инструмента должна лежать строго в горизонтальной плоскости. Нужно разместить основание прибора во рту, прижать его к зубам или губам, разомкнуть челюсти для образования просвета для свободного движения пластины.
Как держать варган
Инструкция:
- Положите округлую часть инструмента на средний и указательный пальцы.
- Закрепите приспособление большим пальцем в его соединительной части.
- Убедитесь, что обеспечено плотное прижатие 2 направляющих механизма к зубам, но при этом язычок двигается без препятствий.
Частые ошибки новичков
Все ошибаются, и это нормально.
В процессе обучения возникают следующие промахи:
- Просвет в ротовой полости недостаточен для движения пластины.
- «Косой удар» по пластинке дает своеобразный звон металла.
- Неплотно прижатый варган не издает мелодии.
Игра на варгане
Технически процесс игры на инструменте выглядит несложно: бой пальцами по пластинке вызывает вибрации, которые передаются в ротовую полость, служащую резонатором, в результате чего образуется звук.
Изменяя контур ротового отверстия, силу сжатия инструмента губами, интенсивность дыхания или ударов по инструменту, можно добиться различного звучания. В этом и заключается искусство.
Варианты извлечения звука
Ударять по рабочей части можно как по направлению к себе, так и от себя разными частями руки:
- Подушечкой или ребром указательного пальца, сгибая и разгибая кисть руки в запястье.
- Ребром указательного пальца, вращая кисть руки в запястье.
- Серединой большого пальца, сгибая и разгибая руку в локте.
- Поочередно безымянным, средним и указательным пальцами, сгибая их.
Положение рук стоит подбирать так, чтобы избежать излишнего напряжения, дискомфорта и неестественных изгибов.
Совет для начинающих: с первых занятий следует практиковать различные техники. Во-первых, это хорошая разминка, во-вторых, весомый задел на будущее. В последующем приобретенные навыки позволят вам легко перестраиваться и воспроизводить более интуитивную, вариативную мелодию с большим количеством призвуков, вариаций громкости и других характеристик звучания без шаблонов.
Осознанный поиск и практика различных техник игры обостряют восприятие музыканта, повышают уровень его мышечной и акустической чувствительности, открывают доступ к более сложным способам звукоизвлечения. Автоматизация же умственных задач, зацикленность на том или ином методе и приверженность ему запускают противоположный процесс и делают вас заложником «одной ноты, одной клавиши».
Изменение звучания
Звучание инструмента зависит от частоты колебаний язычка и умения пользоваться речевым аппаратом. В процессе игры он функционирует по новым правилам. Звучание находится в прямой зависимости от движений всех задействованных в процессе мышц. Любая техника или прием – это внешнее отражение внутренних процессов, происходящих в вашем теле.
Для понимания нюансов работы вашего организма попробуйте осознанно отрабатывать отдельные движения мышц, старайтесь прочувствовать их работу.
Упражнения:
- Язык: движения вправо–влево, вверх–вниз, вперед–назад, запрокидывание кончика языка к небу, манипуляции корнем языка.
- Гортань: движения вверх–вниз (глотание).
- Подъязычные мышцы: опускание вниз и вытягивание вверх (при помощи корня языка).
- Глотка: закрытие и открытие входа в глотку.
- Губы: смыкание и размыкание, поочередные движения верхней и нижней губ, изменение положения уголков рта.
- Щеки: напряжение и расслабление.
Громкость и продолжительность звука
Умение менять громкость и продолжительность звучания дает большую творческую свободу. Эти параметры зависят от силы удара по пластине и степени сжатия варгана губами или (и) зубами. Чем больше амплитуда движения язычка и сила сжатия прибора зубами, тем громче получится игра. Чем плотнее прижат прибор, тем продолжительнее будет звучание. Пробуйте, экспериментируйте.
Самоучитель игры на варгане
В основе самоучителя заложена проверенная временем и практикой система базовых приемов без академической терминологии, направленных на усвоение и отработку первичных навыков игры на инструменте.
Акцентируют внимание на:
- дыхании (открытых/закрытых звуках);
- динамике артикуляции (работе с речевым аппаратом).
Открытые звуки
Извлечение открытых звуков происходит с участием дыхания. Для их воспроизведения избегают сильных вдохов и выдохов через инструмент, т.к. это может тормозить колебания движущейся пластинки. Важен плавный, умеренный вдох или выдох.
Закрытые звуки
Их издают при перекрытом горле, без дыхания. В данном случае язык должен быть плотно прижат к ротовой полости, которая служит резонатором. Закрытый обертон похож по звучанию на колокольный перезвон, но понять и освоить методику его извлечения сложнее.
Это потребует больше времени и практики. В случае неудачи не отчаивайтесь. Все придет с опытом.
Приемы украшения
Техник игры на варгане существует множество. Они подробно описаны в многочисленных методических пособиях. Однако важно владеть основой, усвоить азы в извлечении звуков, после чего можно работать над совершенством мелодии.
Самые распространенные и простые приемы:
- Очень эффектный аккорд получают, прижав кончик языка к небу сразу за верхними зубами, периодически меняя открытые звуки на закрытые, открывая и закрывая гортань.
- Синхронизацией интенсивного дыхания диафрагмой с боем раскачивают инструмент и получают эффектные тоны марша. А пережатие пластины пальцами по центру дает яркий дисторшн.
- Для «подражания жаворонку» язык держат так, как будто произносят «ый-ый-ый». При этом во время ударов нужно быстро двигать языком назад–вперед.
- Движения языком осуществляют вверх–вниз, благодаря чему получается звук, похожий на гусиное пение.
Верхние и нижние звуки
Самый простой способ взять верхнюю ноту – настроить органы речевого аппарата и голосовые связки на произношение буквы «и» и приступить к воспроизведению звука.
Для извлечения нижней ноты голосовые связки и органы речи настраиваются на произношение буквы «о».