Как научиться игре на варгане с нуля

Типовые рекомендации о том, как играть на варгане, носят рамочный характер, предлагают копирование основных техник и не ориентированы на развитие творческого потенциала и музыкального восприятия у обучающихся. Важнее понимание основ звукоизвлечения и формирование собственной манеры игры.

Варган
Игра на варгане предполагает копирование основных техник.

Правила игры на варгане

Чтобы научиться виртуозной осознанной, приносящей удовольствие игре на инструменте, нет необходимости в музыкальном образовании, главное в этом вопросе – желание и терпение.

Прежде всего нужно освоить технику игры, приобрести начальные навыки, довести манипуляции до автоматизма, а дальше – нет предела совершенству. Многое также зависит от задач, которые ставит перед собой начинающий исполнитель, и готовности погрузиться в раскрытие потенциала древнего инструмента.

Обучение должно базироваться на максимально самостоятельной, вдумчивой и внимательной работе. Потребуется самоучитель игры.

Коротко о правилах:

  • соблюдайте регулярность и последовательность занятий;
  • повторяйте пройденный материал;
  • ставьте цели и добивайтесь их;
  • не зажимайте рамку;
  • сжимайте губы;
  • используйте язык и дыхание;
  • правильно бейте по язычку;
  • экспериментируйте и не напрягайтесь;
  • вкладывайте в музыку свою душу и живите ей;
  • любите то, что вы делаете.
Соблюдайте регулярность
Соблюдайте регулярность занятий, ставьте цели и добивайтесь их.

Обучение игре осуществляется интуитивно и строится на экспериментах с дыхательными техниками, постановкой языка и гортани. Но обо всем по порядку.

Кому понравится играть на музыкальном инструменте

Варган – неоднозначный инструмент, который ассоциируется с чем-то мистическим, неизведанным и ритуальным, поэтому имеет свою уникальную аудиторию.

К ней относятся люди:

  • имеющие этнический музыкальный интерес;
  • практикующие различные медитативные энергетические практики;
  • с нестандартными увлечениями и хорошим чувством ритма;
  • часто пребывающие в стрессе и имеющие потребность в эффективных методиках расслабления.

Начало обучения

Перед стартом учебы настройтесь на сам процесс, который может быть тернист и неоднозначен.

Начало обучения
Изучение игры на варгане должно приносить удовольствие.

Помните, что изучение музыки активизирует творческое начало и приносит удовольствие, что приводит к нивелированию чувства одиночества и мгновенному облегчению при депрессии.

Устройство и виды варгана

Варган – это древнейший музыкальный инструмент, отличительной конструктивной особенностью которого выступает вибрирующая пластина – «язычок».

Основные составляющие:

  1. Рама – основа варгана.
  2. Язычок – пластинка между сторонами рамы.
  3. Зазоры – расстояния между пластинкой и параллельными участками рамы. Они отвечают за объем и музыкальный спектр прибора. Чем меньше зазоры, тем громче звук и легче его извлекать.
  4. Триггер – часть механизма, с помощью которой пластинка колеблется, в результате чего получается звук.
  5. Лупер – кончик языка, который порождает натяжение. Элемент может иметь различную форму и дополнительные составляющие (например, утяжелители) в зависимости от модели.
  6. Соединительная часть – место крепления пластины к основанию.
Читайте также:  Как практиковать медитацию с гонгом и как она влияет на человека

Читайте также нашу статью: Как сделать варган самостоятельно

виды варгана
Существует большое количество видов варгана.

Существует большое количество модификаций этого музыкального прибора в зависимости от формы, материала, исторических и географических особенностей происхождения:

  1. Комус (Алтай) – небольшой прибор с дугообразной основой в форме овала. Подходит для начинающих музыкантов.
  2. Хомус (Якутия) имеет дугообразную форму. Отличительной особенностью конструкции является возможность включения до 4 пластин.
  3. Генггонг (Бали) – аппарат, по форме похожий на трубку. Его рама традиционно сделана из дерева, а пластина – из листа сахарной пальмы.
  4. Кубыз (Татарстан) по форме бывает дугообразным или пластинчатым. Используется в качестве аккомпанемента для национально-этнических танцев.
  5. Аман хуур (Монголия) имеет замкнутую с обеих сторон раму и мягкую пластину, что и отличает его от других приборов.
  6. Дрымба (Украина) – дугообразный варган с жестким язычком.
  7. Дан мой (Вьетнам) – пластинчатый механизм с заострением одной из сторон. Изготавливается из латуни и бамбука.
  8. Доромб (Венгрия) имеет дугообразную основу и множество вариантов исполнения. У устройства широкая мягкая рама, отсутствует петля на пластине.
  9. Ангкуть (Камбоджа) – длинный и плоский прибор. Изготавливается из бамбука.
  10. Мурчунга (Непал) имеет необычную форму: рама дугообразная, а мягкий язычок удлинен в обратную сторону.

Правильное положение инструмента

Важное значение в игре на варгане имеет правильность его положения. Рама инструмента должна лежать строго в горизонтальной плоскости. Нужно разместить основание прибора во рту, прижать его к зубам или губам, разомкнуть челюсти для образования просвета для свободного движения пластины.

Правильное положение
Правильное положение варгана имеет важное значение при игре.

Как держать варган

Инструкция:

  1. Положите округлую часть инструмента на средний и указательный пальцы.
  2. Закрепите приспособление большим пальцем в его соединительной части.
  3. Убедитесь, что обеспечено плотное прижатие 2 направляющих механизма к зубам, но при этом язычок двигается без препятствий.

Частые ошибки новичков

Все ошибаются, и это нормально.

В процессе обучения возникают следующие промахи:

  1. Просвет в ротовой полости недостаточен для движения пластины.
  2. «Косой удар» по пластинке дает своеобразный звон металла.
  3. Неплотно прижатый варган не издает мелодии.
Читайте также:  Как сделать бубен для вхождения в шаманский транс

Игра на варгане

Технически процесс игры на инструменте выглядит несложно: бой пальцами по пластинке вызывает вибрации, которые передаются в ротовую полость, служащую резонатором, в результате чего образуется звук.

Игра на варгане
Технически игра на варгане выглядит не сложно.

Изменяя контур ротового отверстия, силу сжатия инструмента губами, интенсивность дыхания или ударов по инструменту, можно добиться различного звучания. В этом и заключается искусство.

Варианты извлечения звука

Ударять по рабочей части можно как по направлению к себе, так и от себя разными частями руки:

  1. Подушечкой или ребром указательного пальца, сгибая и разгибая кисть руки в запястье.
  2. Ребром указательного пальца, вращая кисть руки в запястье.
  3. Серединой большого пальца, сгибая и разгибая руку в локте.
  4. Поочередно безымянным, средним и указательным пальцами, сгибая их.

Положение рук стоит подбирать так, чтобы избежать излишнего напряжения, дискомфорта и неестественных изгибов.

Совет для начинающих: с первых занятий следует практиковать различные техники. Во-первых, это хорошая разминка, во-вторых, весомый задел на будущее. В последующем приобретенные навыки позволят вам легко перестраиваться и воспроизводить более интуитивную, вариативную мелодию с большим количеством призвуков, вариаций громкости и других характеристик звучания без шаблонов.

Варианты извлечения звука
С варганом следует практиковать различные техники.

Осознанный поиск и практика различных техник игры обостряют восприятие музыканта, повышают уровень его мышечной и акустической чувствительности, открывают доступ к более сложным способам звукоизвлечения. Автоматизация же умственных задач, зацикленность на том или ином методе и приверженность ему запускают противоположный процесс и делают вас заложником «одной ноты, одной клавиши».

Изменение звучания

Звучание инструмента зависит от частоты колебаний язычка и умения пользоваться речевым аппаратом. В процессе игры он функционирует по новым правилам. Звучание находится в прямой зависимости от движений всех задействованных в процессе мышц. Любая техника или прием – это внешнее отражение внутренних процессов, происходящих в вашем теле.

Для понимания нюансов работы вашего организма попробуйте осознанно отрабатывать отдельные движения мышц, старайтесь прочувствовать их работу.

Упражнения:

  1. Язык: движения вправо–влево, вверх–вниз, вперед–назад, запрокидывание кончика языка к небу, манипуляции корнем языка.
  2. Гортань: движения вверх–вниз (глотание).
  3. Подъязычные мышцы: опускание вниз и вытягивание вверх (при помощи корня языка).
  4. Глотка: закрытие и открытие входа в глотку.
  5. Губы: смыкание и размыкание, поочередные движения верхней и нижней губ, изменение положения уголков рта.
  6. Щеки: напряжение и расслабление.
Читайте также:  Как исцелить себя с помощью колокольного звона и поющих чаш
Изменение звучания
Изменение звучания происходит от колебаний язычка.

Громкость и продолжительность звука

Умение менять громкость и продолжительность звучания дает большую творческую свободу. Эти параметры зависят от силы удара по пластине и степени сжатия варгана губами или (и) зубами. Чем больше амплитуда движения язычка и сила сжатия прибора зубами, тем громче получится игра. Чем плотнее прижат прибор, тем продолжительнее будет звучание. Пробуйте, экспериментируйте.

Самоучитель игры на варгане

В основе самоучителя заложена проверенная временем и практикой система базовых приемов без академической терминологии, направленных на усвоение и отработку первичных навыков игры на инструменте.

Акцентируют внимание на:

  • дыхании (открытых/закрытых звуках);
  • динамике артикуляции (работе с речевым аппаратом).

Открытые звуки

Извлечение открытых звуков происходит с участием дыхания. Для их воспроизведения избегают сильных вдохов и выдохов через инструмент, т.к. это может тормозить колебания движущейся пластинки. Важен плавный, умеренный вдох или выдох.

Открытые звуки
Открытые звуки появляются с участием дыхания.

Закрытые звуки

Их издают при перекрытом горле, без дыхания. В данном случае язык должен быть плотно прижат к ротовой полости, которая служит резонатором. Закрытый обертон похож по звучанию на колокольный перезвон, но понять и освоить методику его извлечения сложнее.

Это потребует больше времени и практики. В случае неудачи не отчаивайтесь. Все придет с опытом.

Приемы украшения

Техник игры на варгане существует множество. Они подробно описаны в многочисленных методических пособиях. Однако важно владеть основой, усвоить азы в извлечении звуков, после чего можно работать над совершенством мелодии.

Самые распространенные и простые приемы:

  1. Очень эффектный аккорд получают, прижав кончик языка к небу сразу за верхними зубами, периодически меняя открытые звуки на закрытые, открывая и закрывая гортань.
  2. Синхронизацией интенсивного дыхания диафрагмой с боем раскачивают инструмент и получают эффектные тоны марша. А пережатие пластины пальцами по центру дает яркий дисторшн.
  3. Для «подражания жаворонку» язык держат так, как будто произносят «ый-ый-ый». При этом во время ударов нужно быстро двигать языком назад–вперед.
  4. Движения языком осуществляют вверх–вниз, благодаря чему получается звук, похожий на гусиное пение.

Верхние и нижние звуки

Самый простой способ взять верхнюю ноту – настроить органы речевого аппарата и голосовые связки на произношение буквы «и» и приступить к воспроизведению звука.

Для извлечения нижней ноты голосовые связки и органы речи настраиваются на произношение буквы «о».

Поющие Чаши ‣ Singing bowls
Adblock
detector