Звучание этнических мелодий завораживает, их часто можно услышать в культовых фильмах и сериалах. Народные музыкальные приспособления становятся популярными у современных исполнителей. Большое значение знатоки фолк-музыки придают африканской калимбе.
- Что такое калимба
- История возникновения
- Где применялась
- Характеристики первых инструментов
- Конструкция и принцип звучания калимбы
- Полые
- Цельные
- Из чего делают калимбы
- Разновидности калимбы
- Размер и его влияние на звучание
- Как звучит калимба
- Современное использование калимбы
- Нужно ли настраивать перед игрой
- Техника игры на калимбе
- Критерии выбора калимбы
- Внешний вид
- Конструкция
- Размер
- Материал
- Звучание
- Бренды, производящие калимбы
Что такое калимба
Это древний африканский ударный музыкальный инструмент, который относится к разновидности ламеллафонов, вместе с такими язычковыми идиофонами, как:
- малимба;
- маримба;
- санза;
- мбира;
- ликембе;
- тимбила и др.
Это названия, приобретенные калимбой на родине.
«Маленькая музыка» – так переводится с одного из африканских диалектов название этого приспособления, распространенного у народов Центральной и Южной Африки, о. Мадагаскар с древних времен и считающегося национальным музыкальным инструментом. Основой его является деревянный корпус (резонатор) с прикрепленными к нему металлическими язычками разной длины. От прикосновения музыканта к этим пластинкам создается вибрация, она порождает звук.
История возникновения
Историки считают, что прототип калимбы появился на западе Африки около 3000 лет назад и был сделан из древесины или бамбука. Примерно в VIII в. в долине реки Замбези появилась мбира с корпусом из дерева и металлическими язычками. На ней играли жители всего Африканского континента, но наиболее почитаемой она стала у аборигенов Зимбабве и Мозамбика.
Во времена европейской колонизации мбира была завезена темнокожими рабами сначала на Антильские острова, затем на побережье Южной Америки. Жителями континента инструмент был недооценен и постепенно забылся, кубинцам калимба, наоборот, полюбилась. На Кубе и сегодня можно встретить ее на всевозможных гуляниях.
Где применялась
Археологами обнаружены подтверждения того, что цанца широко использовалась на Африканском континенте как средство музыкального сопровождения культовых обрядов около 2000 лет назад. Она стала традиционным инструментом племени шона (Зимбабве), без нее не обходилось ни одно важное ритуальное мероприятие. Звучание мбиры в совокупности с ритмом хошо сопровождало свадьбы, похороны и другие этнические обряды племени.
Существует миф о том, что калимбу подарили людям духи, когда мир был еще совсем молодым, чтобы она стала посредником между человеком и духами предков.
Характеристики первых инструментов
У первых мбир не было какой-то единой формы. Идиофоны имели множество различий в конструкции, материалах изготовления, размерах и т.д. В зависимости от местности отличался и характер игры. Но всегда оставались общие черты, которые делали мелодию мбиры легко узнаваемой.
Первой массово выпускать калимбы стала компания Хью Трейси во второй половине XX в. Во время экспедиции на Черный континент американский исследователь был очарован ее звучанием. По возвращении на родину он основал фирму, которая начала производство музыкальных инструментов, максимально похожих на аутентичные мбиры африканцев. Хью назвал свое детище «калимбой» (ka – «маленькая», limba – «музыка»), позже слово стало нарицательным. Сейчас так называют все подобные язычковые идиофоны, включая сансулы и мбиры.
Сыновья Трейси до сих пор содержат мастерскую, которая занимается изготовлением калимб, по характеристикам близким к первым ламеллафонам африканцев.
Конструкция и принцип звучания калимбы
Древний африканский инструмент и по сей день обладает примитивной конструкцией. В качестве резонатора чаще всего выступает деревянная основа или такие природные материалы, как тыква, бамбук, панцири черепах и т.д. На корпусе размещаются один или несколько рядов пластин из бамбука или железа, звук создается от пощипывания язычков музыкантом и усиливается, проходя через основу.
Все калимбы условно разделяют на 2 большие категории:
- простейшие – имеют плоский (цельный) корпус;
- более сложные – обладают полым резонатором, чаще всего имеющим круглое отверстие.
Полые
Полый резонатор существенно увеличивает громкость звучания идиофона и позволяет выступать с ним на уличных представлениях, создавая конкуренцию таким инструментам, как гитара или блокфлейта. Эти варианты мбиры хороши для записи на студии, т.к. отверстие на корпусе дает возможность установить внутрь звукосниматель.
Цельные
Более простые экземпляры, изготовленные из деревянной пластины с закрепленными на ней язычками, звучат тихо. Они подходят для игры в помещении, на улице их мелодия затеряется. Удобство простейших калимб в том, что их легко усовершенствовать. Так, для записи можно использовать внешний адаптер в виде прищепки, а площадь резонатора и, соответственно, громкость звучания увеличить, положив инструмент на какую-нибудь плоскую поверхность.
Из чего делают калимбы
Традиционно мбиры изготавливают из древесины, привезенной с Африканского континента, и других природных материалов, таких как панцирь черепахи или небольшая полая тыква. Натуральные компоненты сохраняют аутентичность звучания.
Простота конструкции позволяет собрать ламеллафон своими руками из любого походящего материала (вплоть до металлической коробки).
Разновидности калимбы
Название «калимба» объединяет в себе множество разновидностей музыкальных инструментов.
Их различают по:
- типу конструкции – полые, цельные, с отверстием или двумя, с одним рядом язычков или больше;
- размеру – большие (стационарные), маленькие (до 10 см), помещающиеся в карман;
- количеству и расположению язычков – двухъярусные, двухсторонние;
- форме резонатора;
- материалу корпуса и язычков.
Все эти элементы в совокупности создают оригинальное, неповторимое звучание, которое сложно с чем-то перепутать. Выбор комплектующих определят тип, громкость и чистоту выдаваемого звука, а также направление его использования.
Размер и его влияние на звучание
В древности создавали большие (стационарные) мбиры для сопровождения обрядов и ритуалов, впоследствии их размер уменьшили, чтобы иметь возможность носить инструмент с собой. Известно, что уже в конце XVII в. прибывшие в Бразилию африканские рабы привезли с собой компактные разновидности ручного фортепиано.
Сейчас изготавливают калимбы разных размеров – от совсем маленьких карманных экземпляров (не более 100 мм с язычками длиной 30 мм и шириной 3 мм) до крупных ламеллафонов с резонатором в 350 мм, которые приходится класть на колени во время игры. От размера корпуса зависит и издаваемое им звучание. Большие мбиры выдают низкий (басовый) гул, который придает мелодии неповторимое живое очарование африканской этнической музыки.
Маленькие инструменты обладают прозрачным, хрупким звучанием, чем-то напоминающим перезвон музыкальной шкатулки.
Как звучит калимба
Кроме размера и формы корпуса, большое влияние на звучание идиофонов оказывает количество, размер и материал язычков-пластинок. Чем крупнее язычок, тем более низкий звук он выдает, короткие же пластины порождают высокие ноты.
Мелодия калимбы может напоминать перезвон колоколов, музыку фортепиано и игру музыкальной шкатулки, но при этом сохраняет некую самобытность, оставаясь узнаваемой в любой аранжировке.
Современное использование калимбы
Самое большое распространение мбира получила среди фолк-музыкантов. Этот жанр развился на основе народной музыки в середине XX в. на волне фолк-ривайвлов, позднее появились поджанры – фолк-рок и электрик-фолк. Также существует множество каверов на известные произведения, исполненные на калимбе. Аутентичные мелодии воспроизводят во время сеансов йоги или спа-процедур в салонах всего мира.
На основе африканского пианино даже созданы детские язычковые идиофоны, которые помогают развивать слух и мелкую моторику.
Нужно ли настраивать перед игрой
Африканские музыкальные исполнители играли по своим гаммам, и их калимбы в настройке не нуждались. Чтобы сымпровизировать древнюю шаманскую песню призыва духов на таком экземпляре, вам достаточно будет проверить качество крепления язычков на пластине и отсутствие посторонних звуков во время игры (никакой дополнительной регулировки не требуется).
В течение нескольких последних десятилетий производители выпускали мбиры, адаптированные под европейский семиступенчатый мажор или минор. Иногда ламеллафон, как и любой другой инструмент, может расстраиваться, и тогда перед игрой его нужно настроить. Для этой процедуры требуются: специальный молоточек, тюнер и самоучитель (начинающему музыканту стоит приобрести стикеры и пометить язычки, чтобы не запутаться в нотах). Современные технологии позволяют упростить процесс с помощью приложения на телефон.
Техника игры на калимбе
Исходя из размера калимбы, можно условно выделить 2 способа игры:
- Маленькие идиофоны удобнее держать двумя ладонями, защипывая и отпуская язычки большими пальцами рук.
- Крупные инструменты (их чаще используют профессиональные музыканты) кладут на колени или устанавливают стационарно и извлекают звук указательными и большими пальцами. Основной смысл (сохраняется в обоих вариантах) – вызвать вибрацию пластинок.
Все мбиры независимо от формы, размера, материалов и т.д. объединяет непривычное для европейца расположение нот. За низкие отвечают длинные язычки, находящиеся по центру, а за высокие – короткие пластины по краям.
Поэтому для того, чтобы исполнить знакомый всем «Собачий вальс», потренироваться придется даже человеку, имеющему музыкальное образование.
Критерии выбора калимбы
Несмотря на то что калимба достаточно малоизвестна, производители предлагают современному исполнителю огромный выбор подобных инструментов.
Внешний вид
Фирмы и мастера по всему миру занимаются изготовлением ламеллафонов. В их каталогах представлен огромный ассортимент – от близких к аутентичным мбирам из натуральных материалов до моделей с прозрачным корпусом в форме кошки. Это позволяет выбрать калимбу, которая будет отвечать вашему вкусу и станет стильным аксессуаром.
Конструкция
Тип конструкции определяется тем, как и где вы собираетесь применять идиофон. Так, небольшую цельную мбиру выделяет мобильность, ее можно всегда носить с собой (даже в кармане или сумочке), тогда как в полую существует возможность установить звукосниматель (или приобрести со встроенным) и записывать сыгранные мелодии.
Размер
При выборе ламеллафона необходимо учитывать, что размер определяет диапазон и громкость звучания. Маленькие экземпляры издают более тонкие, чистые мелодии, похожие на перезвон колокольчиков, и играют тихо. Массивные калимбы за счет большого резонатора имеют басовитое и раскатистое звучание, а также выигрывают в громкости у мини-вариантов.
Материал
Считается, что натуральные (природные) материалы придают мелодии аутентичность, кроме того, инструмент выглядит более самобытно. Ценители отдают предпочтение древесине, привезенной из Африки, панцирям черепах и т.д. Тем не менее существуют корпусы, изготовленные из самых разных компонентов, вплоть до стекла и железа.
Звучание
Африканское пианино сохранило свой внешний вид почти неизменным. Инструмент отличает примитивность конструкции, и встретить мбиру, выдающую некачественное звучание, сложно. Но нужно учитывать, что чем больше язычков установлено на калимбе, тем шире ее звукоряд. Таким образом, новичку для исполнения простых мелодий стоит обратить внимание на варианты с меньшим количеством пластинок.
Бренды, производящие калимбы
Крупнейшие бренды, создающие африканские язычковые идиофоны:
- Meinl – семейный производитель и дистрибьютор, базирующийся в Гутенштеттене, Германия;
- «Мозеръ» – производство специализируется на изготовлении гитарных струн и находится в г. Пензе;
- МСМ («Мастеркая семьи Масько») – предлагает изготовление по каталогу вручную и нанесение любых гравировок по запросу.
Специализированные магазины предлагают широкий ассортимент инструментов как знаменитых брендов, так и менее именитых мастеров. Некоторые предлагают выполнить изделие на заказ.