История и тексты тибетских мантр

Интерес к религиозной культуре Тибета впервые возник в Европе на рубеже XIX-XX вв. Поиски тайных мистических знаний и связанные с этим работы Елены Блаватской, а также этнографические и научные открытия Святослава Рериха, Петра Козлова, Александры Дэвид-Ниль приоткрыли миру многие секреты этого обособленного, затерянного в горах региона. Особое внимание исследователей привлекли тибетские мантры, которые в местных разновидностях буддизма имели большее значение, чем в классической традиции, и являли собой важнейшую часть духовных практик.

Тибет
Интерес к культуре Тибета возник на рубеже XIX-XX веков.

Возникновение и развитие тибетских мантр

Изолированность Тибетского нагорья и ограниченность его связей с внешним миром способствовали формированию тут самобытной культуры, слабо подверженной посторонним влияниям.

Наиболее сильное впечатление на европейских путешественников производили достижения здешней медицины, основанной на комплексном подходе к борьбе с заболеваниями.

По представлениям тибетцев, здоровье человека зависит от 3 основ – ньепа:

  • ветра (лунг);
  • желчи (три);
  • слизи (бадкан).

Их равномерное распределение в теле обеспечивает духовное, эмоциональное и физическое процветание, а преобладание или недостаток чего-либо вызывает поражение ума, души и внутренних органов. К традиционным средствам излечения здесь всегда относились как препараты растительного и животного происхождения, так и религиозные песнопения, молитвы, мантры. Их сочетание позволяло восстановить равновесие на ментальном и физическом уровнях, оказывая направленное воздействие не столько на устранение симптомов какой-то одной болезни, сколько на состояние всего организма.

Возникновение мантр
К средствам излечения относятся религиозные песнопения и мантры.

Самые первые методики подобного лечения были разработаны в рамках древнейшей на Тибете религии бонпо (от глагола bon – нашептывать, начитывать, распевать) предположительно в III — II тысячелетиях до н. э. Активная проповедь Падмасамбхавы и широкое распространение буддизма на территории страны в VII в. привели к частичному вытеснению древних шаманских заговоров и замене их священными санскритскими текстами.

Однако функциональное назначение молитв осталось прежним: способствовать общему исцелению человека и помогать ему обрести личностную гармонию.

Классификация мантр

Философия буддизма расширила понимание человеческой личности, познакомила тибетцев с учением о взаимодействии с Космосом через энергетические потоки, создала новые представления о взаимосвязи внутреннего и внешнего миров. Значение звуковых волн и их воздействий получили глубокое (по средневековым меркам) научно-религиозное обоснование.

В тибетском буддизме существует несколько классификаций мантр, среди которых 2 являются наиболее популярными.

Первая различает 3 основных типа текстов:

  1. Солнечные – саурья. Они оканчиваются на «хум» («хунг») или «пхат» и посвящены мужским божествам индуистского пантеона. С их помощью призывает мужскую энергию Вселенной, влияющую на волю, характер, силу и успехи в общественной деятельности.
  2. Лунные – саумья. В них последними словами чаще всего оказываются «тхам» и «сваха». Это воззвание к женским началам и призыв энергетических потоков любви, красоты, семейного благополучия, способности к деторождению и пожеланий здоровья родным и близким.
  3. Нейтральные. Они заканчиваются на «намах» и «памах». Поются в тех случаях, когда человек ощущает упадок жизненных сил или испытывает мощное негативное воздействие со стороны.
Читайте также:  Как мантры помогают в развитии сверхспособностей
Классификация мантр
В буддизме существует несколько видов мантр.

Во второй классификации молитвы объединены в 4 крупные группы по цели или назначению действия:

  • открывающие истину;
  • советующие;
  • пробуждающие чувства;
  • исцеляющие.

Регулярное чтение, прослушивание или пение священных текстов улучшает циркуляцию энергии внутри человека, очищает карму и ауру, делает его более чувствительным и интуитивным. Кроме того, возникающее энергетическое поле способно позитивно влиять на окружающее пространство, стабилизировать психоэмоциональную атмосферу в доме, улучшать межличностные отношения в семье и на работе.

Получение истины

Тибетские истинные мантры были составлены в древнейший период развития индуизма. Они предназначены для осознания человеком текущей ситуации и всего комплекса проблем, которые его окружают. Их использование в молитвенной практике помогает понять всю глубину кармических ошибок, неизбежность воздаяния и необходимость очищения тонкого поля. Они способствуют самопознанию, первым шагам на пути просветления и общения с божествами.

Получение истины
Тибетские мантры помогают понять всю глубину кармических ошибок.

С помощью таких текстов легче определить характер энергетических разрушений.

Это особенно важно тем людям, которые или недавно начали практиковать буддизм, или сами виновны в загрязнении собственной ауры.

В качестве примера можно привести мощное обращение к богине Лакшми:

АУМ ШРИМ ХРИМ КЛИМ МАХА ЛАКШМАЙЕ НАМАХ.

Советы

Молитвы этого типа направлены на активизацию процессов в коре головного мозга. Они пробуждают когнитивные функции, создают представление о тактике и стратегии дальнейших действий, освобождают сознание от сомнений и неуверенности.

Одной из самых сильных мантр, пробуждающих разум, считается эта:

ОМ КРИМ КРИМ КРИМ.

Эмоциональные мантры

Загрязнение и деформация ауры возможны из-за скопления в человеке отрицательных энергий. Чаще всего это происходит с теми, кто вынужден скрывать свои истинные чувства и эмоции. Невозможность выплеснуть свой гнев или раздражение, постоянное психическое перенапряжение ведут к накоплению негатива, избавиться от которого можно только с помощью молитвы.

Эмоциональные мантры
Эмоциональные мантры помогают избавиться от отрицательных энергий.

Например, такой:

ОМ ШРИ РАМА ДЖАЙ РАМА ДЖАЙЯ ДЖАЙ РАМА ДЖАЙЯМ.

Она читается для устранения отрицательных эмоций, установки защиты от порчи и сглаза, гармонизации биополя.

С ее помощью можно очистить дом или помещение, избавиться от скорби, жизненных неприятностей, депрессии.

Для исцеления

Мантры этого типа предназначены для профилактики и лечения заболеваний, достижения физического и психического здоровья. Они восстанавливают нормальное движение энергетических потоков, раскрывают чакры, продлевают молодость и обеспечивают долголетие молящемуся.

Признанная одной из сильнейших молитв, способствующих выздоровлению и укреплению иммунитета, звучит так:

ОМ БХАЙКАНДЗЕ БХАЙКАНДЗЕ МАХА БХАЙКАНДЗЕ РАТНА САМУ ГАТЭ СВАХА .

Особенности тибетских мантр

Тибетские тексты создавались в монастырях, где аскеты-подвижники изучали скрытые в человеке силы и способы их практического применения. В основу исследований был положен принцип безграничных возможностей силы мысли. Управляя с помощью молитв циркуляцией энергетических потоков, монахи добивались духовного и ментального очищения, открывали пути достижения здоровья, личного счастья, улучшения материального положения.

Особенности
Тексты тибетских мантр создавались в монастырях.

Распространенные в Тибете традиции буддистских школ Ваджраяны и Махаяны культивируют обрядовые поклонения, тантрические практики и медитации. Центральное место в них занимает не столько глубинное освоение философии буддизма, сколько «взращивание бодхичитты (просветленного сознания)» с помощью постоянного повторения особых мантр, которые тайно передаются учителями своим последователям.

Читайте также:  Мантры планетам по дням недели

Эффективность и как работает

Достижения монахов в области медицины и их безусловный духовный авторитет привели к тому, что священные тексты в Тибете стали неотъемлемой частью жизни общества на всех уровнях: бытовом, культурном, политическом.

Их регулярное прочтение воздействует на разум человека, создает предпосылки для его духовного и физического развития.

А это ведет к важным личностным изменениям:

  • укреплению организма;
  • улучшению внешности;
  • закалке характера и воли;
  • обретению недоступных ранее навыков и способностей;
  • развитию интуитивного знания.

В основе применения голосовых формул лежит учение о резонансном воздействии звуковых волн на энергетические потоки Вселенной. Каждый слог молитвы обладает собственной неповторимой вибрацией и является носителем сакрального смысла. Его многократное повторение создает резонанс с одним из видов энергий, что позволяет молящемуся установить прочную ментальную связь с Космосом, избавиться от негатива и заняться самосовершенствованием.

Эффективность
Пение мантр способствует укреплению организма, закалке характера и воли.

Чем отличается от обычных

Несмотря на то что в Тибете полностью приняли идею священности санскрита – «божественного языка» – и почти не подвергают изменениям канонические тексты, некоторые незначительные отличия от индуистской традиции все же имеются. Во-первых, это диалектные особенности произношения, в результате чего широко известная мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ звучит здесь как ОМ МАНИ ПЭМИ ХУНГ. А во-вторых, везде, где это возможно, тибетцы заменяют имена индийских богов на местные инварианты (например: Дзамбала вместо Куберы, Махакала вместо Шивы, Лахома вместо Кали и т.п.).

Как пользоваться священными мантрами

Обрядовое пение мантр подразумевает ряд обязательных действий, соответствующих исторически сложившимся правилам:

  1. Регулярность исполнения. Лучше всего, если мантры читаются 1 или 2 раза в день (утром и/или перед сном). Разовые молитвы не оказывают существенного воздействия.
  2. Многоразовое повторение текста. Полным циклом считается прочтение 108 раз подряд, но допускается и разбивка его на части. В этом случае надо следить, чтобы количество повторений было кратно 3 или 7.
  3. Психоэмоциональный настрой. Обращаясь к богам, человек должен быть спокоен и настроен оптимистично. Непозволительно начинать молитву в состоянии гнева, раздражения, под действием опьяняющих или наркотических веществ.
  4. Сосредоточенность на цели. Для этого учителя рекомендуют использовать вспомогательные приемы: медитацию, ароматические курения, технику визуализации желаемого, йогические асаны (позу лотоса), янтры.

Пение мантр должно осуществляться только при наличии глубокой веры в их действенность

Кому стоит читать и петь

Обращение к буддистским практикам не имеет возрастных, половых или социальных ограничений. Особенно полезны они могут оказаться людям, желающим избавиться от негатива. С помощью мантр можно восстановить здоровье, решить накопившиеся проблемы, найти любовь или создать прочную материальную базу. Их применение дает возможность изменить психику, обрести силы и уверенность в себе.

Восстановить здоровье
С помощью мантр восстанавливают здоровье.

Как правильно слушать мантры

Начинающим практиковать исполнение тибетских мантр рекомендуется предварительно прослушать аутентичные записи пения монахов, обращая внимание на каждую деталь: произношение, интонации, тембры, ритм. Текст надо при этом заучить до автоматизма. Но прежде чем приступать к совершению обрядов, рекомендуется записать собственное пение и сверить его с оригинальным исполнением, т. к. ошибки в словах или интонациях могут навредить молящемуся.

Популярные тексты на каждый день

Тибетские учителя рекомендуют сосредотачиваться на пении какой-нибудь одной мантры, выбор которой должен осуществляться интуитивным путем. Определить «свою молитву» они советуют по чувству облегчения и радости, приходящему сразу же после первого исполнения. Бессистемное чтение нескольких текстов может создать энергетический хаос и привести к негативным результатам.

Читайте также:  Что за мантра Грэмми, и как ее правильно петь

Именная мантра Далай-ламы

Одна из самых сильных молитв, освященная авторитетом Далай-ламы XIV. В ней содержится благословение Его Святейшества ко всем обращающимся к нему со словами:

Именная мантра Далай-ламы
Мантра Далай-ламы.

Тибетцы считают, что текст этой мантры приносит счастье не только читающему, но и всей местности, в которой производится обряд поклонения.

Мантра пустоты

Идущему к просветлению важно осознать понятие «шуньяты» – пустоты, из которой соткан окружающий мир. Это одна из самых сложных концепций раннего буддизма, постижению которой способствует молитва:

Мантра пустоты
Молитва пустоты.

Ваджрасаттва

Обращение к Ваджрасаттве используется в предварительных практиках для очищения кармы, ауры и ума, а также для подготовки к сложным тантрическим практикам. Наибольшее распространение получила 100-слоговая мантра:

Ваджрасаттва
Мантра Ваджрасаттвы.

Но популярен и ее краткий вариант:

ОМ ВАДЖРАСАТТВА ХУМ.

Молитва Будды Медицины

Защитная мантра, помогающая оградить больного от сглаза и способствующая его выздоровлению:

Молитва Будды Медицины
Мантра Будды Медицины.

Манджушри

Обращения к бодхисаттве мудрости очищают разум, воспитывают самообладание и чувство ответственности за вверенное дело и подчиненных людей.

Наиболее употребительны 2 молитвы:

  1. ОМ ВАГИШВАРИ МУМ.
  2. ОМ А РА ПА ЦА НА ДХИ.

Мантра Авалокитешвары

Будда Сострадания проявляет свою милость ко всем живым существам.

Слова этой молитвы являются высшим выражением любви к природе и миру:

Мантра Авалокитешвары
Молитва Авалокитешвары.

В Тибете этот текст считается самым популярным, особенно среди последователей буддизма Махаяны. Особое благословение он получил и от Далай-ламы XIV.

Мантра Белой Тары

Просьба о ниспослании долголетия, здоровья и исцеления от болезней, обращенная к женскому воплощению Будды, укрепляет силы организма и наполняет его жизненной энергией:

Мантра Белой Тары
Молитва Белой Тары.

Будда Амитабхи

Молитва, призванная даровать просветление и осознание действительности. С ее помощью достигается ясность мысли и увеличиваются когнитивные способности:

Будда Амитабхи
Мантра Амитабхи.

Гуру Ринпоче

Мантра преемственности, обращенная к основателю тибетского буддизма Падмасамбхаве – «драгоценному учителю»:

Гуру Ринпоче
Мантра Ринпоче.

Черного Ямантаки

Текст, обращенный к Победителю Смерти, предназначается для людей, занимающихся целительством и врачеванием.

Он призывает свет всех Будд для победы над болезнями:

Черного Ямантаки
Мантра черного Ямантаки.

Мантра Ваджрапани

С ее помощью молящийся получает доступ к силе неукротимой энергии активного действия, к гневным силам, устраняющим все препятствия на своем пути:

Мантра Ваджрапани
Молитва Ваджрапани.

Мантры Миларепы

Мантры преемственности, отдающие дань уважения одному из великих учителей школы Дагпо Кагью «Смеющемуся алмазу» Миларепе, философу и поэту XII в.:

Мантра Миларепы
Молитва Миларепы.

Обращение к богу Яме

Это молитва к Богу Смерти и Царю Справедливости о даровании сил для внутреннего развития, чтобы не допустить в дальнейшем перерождения в низшие формы. Ее исполнение развивает интуицию, устанавливает защиту от посторонних воздействий, открывает доступ к тайным знаниям:

К богу Яме
Мантра к богу Яме.

Полезные рекомендации

Эффективность мантр повышается, если при выполнении обрядовых действий молящийся использует тантрические методики, практикует медитацию, визуализацию, применяет асаны и янтры. Для сопровождения традиционно выбирают тибетские «поющие чаши», звуковые модуляции которых настроены на вибрации важнейших энергетических потоков.

Несмотря на свою целительную силу, молитвенная практика не должна подменять назначенное врачами медикаментозное лечение. Ее следует рассматривать как дополнительное или сопутствующее терапевтическое средство в борьбе с заболеваниями. Тем более что тибетская практика подразумевает обязательность здорового образа жизни: аскетизм, ограничения в пище, отказ от наркотиков, курения и алкоголя.

Поющие Чаши ‣ Singing bowls
Adblock
detector