Многие религиозные практики включают в себя использование музыкальных инструментов, звучание которых оказывает лечебный эффект. Среди них особо популярны звуки поющих чаш – неотъемлемая часть религиозных традиций тантрического буддизма и йоги.
История возникновения поющих тибетских чаш
Родиной резонирующих сосудов считаются страны Восточной Азии (Север Индии и Непал, Тибет).
Существует несколько версий их возникновения:
- Чаши изобрели ираноязычные народы Гималаев, откуда впоследствии они попали в другие страны. Самая древняя из найденных чаш была обнаружена в предгорье Гималаев. Ее возраст составляет 5 тыс. лет.
- Создателями звучащих чаш были мудрецы древней китайской династии Шан.
- Японские жрецы каннуси первыми стали использовать звукотерапию в рамках религиозных обрядов. Считается, что предшественником чаш был японский гонг.
- Этот музыкальный инструмент, по одной из версий, был первоначально создан в Тибете при участии Далай-ламы (духовного лидера). Это наиболее распространенная версия.
Однако, большинство ученых и коллекционеров античных поющих чаш считают это мнение скорее маркетинговым приемом. Древние поющие чаши, традиция производства которых прекратилась в 1920-1930 годах XX века, изготавливались в Гималаях, на юге Непала и севере Индии. Согласно мнению самих тибетцев, поющие чаши имеют весьма отдаленное отношение к тибетской культуре. Это свидетельствует о том, что происхождение и история этих уникальных музыкальных инструментов могут быть значительно более сложными
Разновидности тибетских поющих чаш
Тембр инструмента и звуковые эффекты зависят от его материала, размера и других особенностей строения. Среди них важное значение имеют толщина стенок, ширина обода, профиль днища и соотношение диаметров обода и донца.
Тонкостенные
Изготовление чаш с тонкими стенками требует от мастера ювелирной работы. В процессе необходимо следить за многократной закалкой стали, ковкой, настройкой и полировкой.
К особенностям этого вида инструментов относят:
- толщину стенок – до 2 мм;
- специфическую форму сосуда;
- сильные вибрации на высоких частотах;
- сбалансированный, медленно затухающий звук;
- средний диаметр – от 16 до 35 см;
- вес – до 2 кг.
Толстостенные
Включают в свой состав минимум 9 различных металлов (среди них – медь, железо, золото, серебро, латунь). Звучание толстостенной чаши богато низкими, глубокими обертонами, однако тембр у нее беднее, чем у других разновидностей.
Подобные сосуды имеют много общего с древними колоколами:
- толщину стенок – до 1 см и больше;
- вес – от 2 кг;
- сильную звуковую волну;
- высокую громкость при любых способах звукоизвлечения.
Толстостенные чаши требуют крупных пространств с хорошей акустикой, поэтому их редко используют в контактных (домашних) практиках. Чаще всего инструмент применяют в храмах или ашрамах.
Литые
Изготавливаются машинным способом, что позволяет уменьшить количество брака. Бывают как толстостенными, так и тонкостенными. Содержат не более 4 металлов, что делает их диапазон не особенно широким.
Средние показатели инструмента:
- диаметр – от 14 до 35 см;
- вес – от 600 г до 4 кг;
- звук слегка приглушенный (в высоком регистре – резкий, насыщенный).
На поверхности чаши присутствуют орнамент и сакральные узоры из серебра или золота, что также оказывает влияние на звучание.
Достоинством литых сосудов является простота их освоения – для этого не нужно иметь особые навыки или технику. Наилучшими производителями инструмента считаются непальские мастера.
Кованые
Выковываются вручную из цинка, меди, свинца, никеля и олова. Их главным отличием от других разновидностей является увеличенная продолжительность звучания. Если провести стиком по краю, звук может длиться до 30 секунд, слабо затухая.
Другие характеристики:
- диаметр – от 9 до 220 см;
- вес – до 5 кг;
- стик (палочка для звукоизвлечения) – из дерева, кости, камня или серебра;
- регистр – низкий либо средний.
Звучание кованых сосудов подходит как для индивидуальных, так и для групповых практик. Назвать лучших мастеров не представляется возможным, т.к. практически в каждой стране есть свои особенности производства этих инструментов.
Древние поющие чаши
Древние поющие чаши, изготовленные из сплава пяти металлов, известного как панчалоха, обладают особым сакральным значением в индуистских странах Гималаев. Сплав включает медь, олово, цинк, железо и другие металлы, такие как золото, серебро или никель. Фактически, это литая бронза, обогащенная драгоценными металлами.
Уникальность древних поющих чаш заключается в том, что они одновременно издают несколько гармонических обертонов. Это связано с использованием сплава из разных металлов, каждый из которых звучит на своей собственной «волне». Хотя считается, что традиционные техники изготовления поющих чаш потеряны, из разных районов Непала все еще поступают чаши, изготовленные традиционным методом ручной ковки. Однако качество сплава современных чаш обычно хуже, чем у древних, а сам процесс старения считается благотворным для звука, делая его более теплым и мягким.
Медитации и звуковые ванны с древними аутентичными поющими чашами можно смотреть и слушать без рекламы на телеграмм канале «Дремати- поющие чаши»
Как и любой антиквариат, древние поющие чаши являются предметом коллекционирования. Однако их ценность определяется не только возрастом, но и музыкальными качествами.
Теплота и мягкость звучания, характерная для состарившегося метала, создают успокаивающую атмосферу. Синфония гармонических обертонов, излучаемых этими чашами, вызывает бинауральный эффект, который воздействует на мозг, способствуя глубокому расслаблению и медитации. Эти особенности делают древние поющие чаши особо ценными для применения в звукотерапии и медитативных практиках.
Штампованные
Изготавливаются в основном в Китае или Тайване. Являются разновидностью литых и уступают по своим звуковым параметрам другим. Относятся скорее к сувенирным изделиям, чем к профессиональным инструментом.
Их главные преимущества – дешевизна и легкость обучения. Однако звук штампованных чаш неустойчивый, излишне громкий, в высоком регистре режет слух. Ощущается нехватка нижних обертонов.
Влияние вибраций на организм человека
В древние времена тибетские мудрецы заметили, что звучание тибетской поющей чаши оказывает на слушателей оздоравливающее воздействие. Многие заболевания ослабляются или полностью излечиваются благодаря звукотерапии.
В XXI в. было выявлено влияние звуков и музыки на живые организмы и установлено, что каждый внутренний орган человека имеет свою резонансную частоту.
Релаксация
Вибрации, а также бинауральные ритмы которые создаются в результате звукоизвлечения, способствуют успокоению и расслаблению. Кроме того, игра на чаше позволяет очистить энергетику человека и снять накопившееся за день напряжение.
В процессе слушания у человека:
- Восстанавливаются силы.
- Улучшается регенерация тканей.
- Снимаются физические и энергетические зажимы.
- Повышается настроение.
Медитации с поющими чашами
Поющие чаши используют как для групповых медитаций, так и для индивидуальных йогических практик.
Их применение для духовных практик может быть различным:
- Создание фона для остановки внутреннего диалога.
- Улучшение концентрации, увеличение длительности практики.
- Укрепление эмоционального здоровья.
- Погружение в более глубокие слои подсознания (в сравнении с медитацией без звукового сопровождения).
Медитация с поющими чашами является древней техникой, которая использует гармонические звуки, производимые поющими чашами, чтобы помочь уму достичь состояния покоя, спокойствия и сосредоточенности. Это инструмент для самоисследования, осознания и духовного развития. Вот некоторые шаги, чтобы попробовать медитацию с поющими чашами:
- Подготовка: Найдите тихое и спокойное место для медитации. Выберите комфортную позицию для сидения, будь то на полу, на подушке или на стуле. Убедитесь, что ваша спина прямая, но не напряженная.
- Размещение чаши: Поместите поющую чашу на подставку или держите ее на ладони левой руки (если вы правша) так, чтобы она могла свободно вибрировать.
- Намерение: Определите намерение вашей медитации. Это может быть желание расслабиться, снять стресс, улучшить концентрацию или обрести глубокое самопонимание.
- Создание звука: Возьмите деревянный молоток в своей правой руке и мягко ударьте по краю чаши или проведите его вдоль края по часовой стрелке. Постепенно увеличьте скорость и давление, чтобы усилить звук и создать стабильное вращение.
- Слушание звука: Сосредоточьтесь на звуке, который издает чаша. Обратите внимание на тональность, интенсивность и послезвучия. Отпустите свои мысли и погрузитесь в звук.
- Дыхание: Следите за своим дыханием, позволяя ему стать медленным и глубоким. Постепенно замедляйте ваше дыхание и углубляйте его, следуя звукам чаши.
- Завершение медитации: Когда медитация подходит к концу, медленно уменьшайте скорость вращения молотка вокруг чаши, позволяя звуку стихнуть. Отметьте, как ваше тело и ум реагируют на снижение интенсивности звука. Вернитесь к своему дыханию и ощущением в теле. Проведите несколько минут, сосредоточившись на своем дыхании и возвращаясь к пространству и времени.
- Постепенный выход: Когда вы почувствуете, что готовы выйти из состояния медитации, мягко и медленно начните двигаться. Потянитесь и при необходимости встряхните руки и ноги, чтобы восстановить циркуляцию. Помимо этого, можно сделать некоторые мягкие растягивающие движения и массаж для расслабления.
- Рефлексия: После медитации уделите время на то, чтобы подумать о своем опыте и отметить все ощущения, эмоции или мысли, которые возникали в процессе. Это поможет углубить ваше понимание и осознание себя.
Медитация с поющими чашами может быть особенно полезна для тех, кто ищет уникальный и эффективный способ расслабиться, снять стресс и улучшить внимание. Практика медитации с чашами помогает обучить ум быть более сосредоточенным и осознанным, что может привести к лучшему управлению эмоциями и повышению самосознания. Одним из видов медитации с поющими чашами является звуковая ванна.
Исцеление
Важно заметить, что духовная практика не гарантирует излечения от тяжелого заболевания. Однако правильное и регулярное использование поющих сосудов может улучшить самочувствие человека, придать ему сил и мотивации в борьбе с болезнью.
Чтобы оказать то или иное благотворное воздействие на организм, необходимо знать некоторые правила:
- Для снятия головной боли, чтобы звучание чаши было тихим, располагать инструмент возле головы. Положение медитирующего – сидячее (в позе лотоса).
- Для улучшения сна и борьбы с бессонницей слушать звук чаши лежа на спине, с закрытыми глазами.
- При патологиях желудка – лежа на спине, ноги полусогнуты, ладони мягко растирают живот.
- При кожных заболеваниях находиться на близком расстоянии от чаши – 10–20 см (так, чтобы физически чувствовать исходящие от нее вибрации).
Звонкие высокие звуки способствуют улучшению кровообращения, очищению сосудов от шлаков и токсинов. Низкие обертона хорошо влияют на костные ткани и стимулируют регенерационные процессы.
Массаж вибрациями
Польза звукового вибромассажа заключается в том, что он одновременно оказывает воздействие на все системы организма.
Как игра на поющих сосудах, так и прослушивание позволяют:
- улучшить деятельность органов кроветворения и сердца;
- регулировать артериальное давление (низкие звуки его снижают, высокие – повышают);
- усилить либо восстановить угасшие рефлексы опорно-двигательного аппарата;
- активизировать процессы обмена веществ;
- повысить работоспособность уставших мышц;
- стимулировать моторную деятельность желудка и перистальтики.
Для применения тибетских чаш в целях массажа необходимо иметь первичные навыки (а лучше – пройти обучение). При неправильном или длительном выполнении вибромассажа человек может почувствовать дискомфорт, судороги, нарушение чувствительности и прочие нарушения.
Гармонизация пространства
Каждое помещение в доме или квартире наполнено энергетическими потоками. Они оказывают сильное воздействие на самочувствие тех, кто проживает на этой территории.
Гармонизация пространства при помощи резонирующей чаши приводит к:
- нейтрализации геопатогенных зон (мест, вызывающих утечку энергии);
- созданию атмосферы комфорта и уюта;
- рассеиванию и преобразованию застоявшихся энергетических потоков;
- очищению пространства и его защите от любых негативных воздействий.
Использовать этот музыкальный инструмент можно и при долгом пребывании вне дома, частых ссорах, переезде либо частых стрессах.
Работа с чакрами
Для практик, связанных с раскрытием энергетических центров, подходят только кованые чаши. Опытные йоги рекомендуют использовать звуковые колебания преимущественно для работы с первыми 4 чакрами. Это связано с тем, что в большинстве случаев не имеет смысла совершенствовать высшие центры, пока не развиты низшие.
Список чакр с указанием настройки:
- Муладхара. Подходит чаша, настроенная на ноту «До». Практика укрепляет эмоциональную устойчивость, выносливость и физическое здоровье.
- Свадхистана. Нота «Ре». Звуковые вибрации позволяют раскрыть сексуальность, уверенность себе и жизнерадостность.
- Манипура. Соответствует ноте «Ми». Развитие 3-й чакры связано с интеллектом, силой воли и лидерством.
- Анахата. Нота «Фа». Работа с сердечной чакрой увеличивает финансовое благополучие в жизни и нормализует взаимоотношения в семье.
- Вишудха. Инструмент, настроенный на ноту «Соль». Чакра, связанная с творчеством, общением и интуицией.
- Аджна. Нота «Ля». Раскрытие экстрасенсорных способностей (ясновидения, телепатии, астрального зрения и пр).
- Сахасрара. Нота «Си». Связь со Вселенским Разумом, подключение к высшим знаниям и Божественной Любви.
Во время практики необходимо полностью сфокусироваться на ноте, которую издает резонирующий сосуд.
Научное мнение
Согласно исследованиям японских ученых, игра на поющих сосудах положительно влияет на электрическую активность мозга. Подобный эффект может оказываться только в непосредственной близости от инструмента.
Проводились и другие исследования:
- В начале 2000-х гг. группа итальянских онкологов доказала, что тибетские чаши ускоряют восстановление организма после химиотерапии. Также звукотерапия улучшала самочувствие и настроение больных.
- Тибетские исследователи обнаружили, что во время игры на чашах у человека снижается т.н. «индекс депрессии». Это делает возможным использование музыкального инструмента для психотерапии.
- Нидерландские ученые провели серию экспериментов с чашами, в результате чего была открыта их способность обеззараживать воду.
Вместе с тем пока что не существует фактов прямого излечения от того или иного заболевания.
Научная медицина рекомендует использовать экзотический инструмент только в качестве вспомогательной терапии, а не основной.
Как подготовиться к игре на поющих чашах
Исполнителю не требуется знать нот для игры на тибетской чаше.
Однако существует несколько основных правил, которых необходимо придерживаться:
- Перед исполнением приготовить небольшую подушку или толстую ткань. При этом сосуд должен стоять устойчиво и не шататься из стороны в сторону.
- Протереть влажной тряпкой деревянный стик, которым водят по поверхности инструмента.
- Проветрить помещение, в котором планируется играть музыку.
- Для некоторых видов вибромассажа приготовить те или иные эфирные масла, свечи и благовония.
Как выбрать поющую чашу
Основным аспектом при выборе тибетской чаши является интуиция. Если в процессе извлечения звука присутствует явление фриссона (мурашек по коже), то этот инструмент подходит лучше всего.
Кроме того, желательно знать, для чего покупается сосуд – для медитативных практик, лечения, профессионального обучения или игры дома.
Размер
Изучая форму чаши, важно обращать внимание на правильность изгибов. Инструменты крупных размеров чаще имеют физические дефекты (трещины, неровности, вмятины).
Звучание также зависит от их величины:
- Крупные (диаметром более 20 см). Звук низкий, ясный, без дребезжания, насыщенный унтертонами. В процессе игры хорошо чувствуются вибрации.
- Средние (от 14 до 20 см). Звучность сбалансирована, без преобладания крайних регистров. Недостатком таких чаш является быстрое затухание звука.
- Маленькие (диаметром меньше 14 см). Обладают высокой громкостью и резкостью звучания. Чаще всего продаются в комплекте, где каждая чаша настроена на свою тональность.
Стик
Важное значение имеет правильно подобранный стик, заставляющий сосуд звучать.
Чтобы выбрать резонатор, нужно обратить внимание на такие моменты:
- Поверхность палочки эмалированная либо покрытая войлоком или мягкой замшевой тканью.
- Древесина – бук или тиковое дерево.
- Для отработки ударной техники у колотушки на конце есть утяжелитель.
- Длина стика соответствует размеру чаши.
Новичкам лучше ориентироваться на резонаторы среднего размера, т.к. с ними проще всего отрабатывать технику и основы звукоизвлечения.
Материал поверхности
Современные инструменты часто изготавливаются из латуни, хотя иногда используется бронза — сплав олова и меди. В процессе изготовления инструментов нередко добавляются дополнительные металлы. Это делается с целью улучшения качества звука, а также для придания инструменту привлекательного эстетического внешнего вида.
При этом чем больше металлов входит в состав чаши, тем лучше ее вибрационные и акустические характеристики:
- серебро – 0,002% (отвечает за высокие звуки);
- олово – 28,6% (придает насыщенности);
- золото – 0,001% (усиливает средний регистр);
- свинец – 0,001% (добавляет звучанию резкости);
- медь – 71,3% (обеспечивает чаше прочность, звучанию – громкость);
- железо – 0,3% (формирует басы);
- ртуть – 0,01 % (усиливает вибрации).
Наполненность
Для получения более глубокого тембра звука чашу можно наполнить водой (наполовину либо на 1/3). Однако для этого подходят только кованые инструменты среднего либо большого размера.
Стики для таких чаш должны быть сделаны из дерева и покрыты замшей.
Способы игры на поющей чаше
Существует 2 основных вида звукоизвлечения – трение стика о край чаши и удар. Освоить их на среднем уровне может любой человек. Сложность заключается в том, чтобы извлекать звуки разных тембров и регистров при помощи одного и того же резонатора.
Трение
Наиболее распространенная техника. Перед игрой важно убедиться, что чаша расположена устойчиво и не двигается с места при соприкосновении.
Далее необходимо:
- Взять в одну руку стик.
- Несильно надавливая, провести им по краю чаши, создавая звук.
- Для извлечения дополнительных обертонов в процессе ведения медленно вращать стик вокруг своей оси.
В процессе игры запястье должно находиться на одном уровне и не смещаться во время поворота резонатора. Главная сложность при игре трением – вести стик неотрывно, с одинаковым давлением на протяжении всей окружности. При этом важно двигать палочку с той же скоростью, не ускоряя и не замедляя темпа.
Любое усилие способствует мгновенному изменению звучности.
Новичкам рекомендуется первое время экспериментировать с силой нажима и скоростью движения стика, чтобы быстрее освоить этот прием.
Ударная техника
Аналогична игре на колоколах. Для извлечения звука потребуется колотушка с утяжелителем на конце.
Азы техники не представляют никакой сложности:
- Взять стик в одну руку (вторая в это время может придерживать небольшую чашу).
- Легко ударить резонатором по внешней поверхности чаши.
- Для громкого звучания наносить удары замшевым стиком по внешнему ободу. Приглушенный звук можно получить, если ударить тяжелой войлочной колотушкой чуть ниже обода поющей чаши.
Как выполнять массаж с помощью поющей чаши
Для выполнения полноценного звукового массажа желательно иметь несколько тибетских сосудов различного размера. Из вещей человеку понадобится матрас или толстый коврик.
Сама процедура проходит так:
- Человек ложится на спину, стараясь расслабить все тело.
- Вокруг его тела ставят чаши: возле ступней, по бокам возле коленей, бедер и плеч. Одну располагают рядом с затылком. В некоторых индийских традициях инструменты кладут на человека.
- Целитель-музыкант попеременно играет на каждой чаше, чаще всего чередуя технику трения с ударной.
- Если в процессе какая-либо чаша резко меняет свое звучание, это значит, что рядом с ней находится болезненное место.
Среднее время проведения массажа – от 5 до 20 минут.
Использование для чакр
Практику выполняют с помощью партнера. Общее правило при игре для развития чакр: внимание человека должно быть сфокусировано в области энергетического центра, на том, как инструмент поет.
Чакры расположены следующим образом:
- Муладхара – у копчика.
- Свадхистана – в месте сочленения позвоночника и крестца.
- Манипура – в солнечном сплетении.
- Анахата – рядом с сердцем.
- Вишудха – в области горла.
- Аджна – между бровями.
- Сахасрара – на затылке.
Опытные йоги рекомендуют использовать в этой практике трение, а не ударную технику. При игре чашу нужно ставить рядом с чакрой.
Лечение поющими чашами
Перед тем как пользоваться чашей, нужно проконсультироваться с врачом, т.к. звукотерапия имеет ряд противопоказаний:
- Беременность.
- Психические заболевания и эпилепсия.
- Возраст младше 10 лет.
- Наличие кардиостимулятора.
- Тромбофлебиты, тромбозы.
- Мочекаменные болезни, патологии почек.
- Аритмия.
К этому списку надо отнести и все противопоказания, относящиеся к классическому массажу.
Воздействие музыкального инструмента полезно при:
- синдроме хронической усталости;
- стрессе
- невралгии и невритах;
- заболеваниях верхних дыхательных путей;
- патологиях опорно-двигательного аппарата;
- умеренных депрессивных состояниях.
Для решения точечных проблем организма инструмент ставят близко к больному месту. При хронических заболеваниях важно, чтобы вибрации обволакивали все тело (этого можно добиться при помощи звукового массажа).
Для ускоренного заживления ран и ушибов звук извлекают трением. Ударная техника пригодится для придания энергии тому или иному органу.
Если вы разделяете концепцию «заряженной» воды, то поющая чаша может стать вашим помощником в укреплении иммунитета. Перед началом игры на чаше, в неё добавляют немного чистой воды (не больше половины). Вибрации, которые передаются от чаши к воде, заряжают её. Такую воду можно использовать для умывания лица или мытья рук.
Однако, стоит помнить о необходимости соблюдения осторожности. Пить такую воду не рекомендуется из-за возможного присутствия в ней тяжёлых металлов или других потенциально вредных веществ. В странах где они производятся отсутствует строгий контроль над экологической безопасностью процесса производства поющих чаш.