Значение мантры «Ом Мани Падме Хум»

Повторение мантры «Ом Мани Падме Хум» является самой распространенной практикой тибетской религиозной системы, не привязанной к ритуалам. Этот гимн считается сильным средством духовного развития: он помогает избавиться от негативных качеств характера и достичь просветления.

Ом Мани Падме Хум
Мантра «Ом Мани Падме Хум» помогает развиваться духовно.

Легенда, связанная с мантрой

Есть легенда, объясняющая происхождение Om Mani Padme Hum. Она гласит, что в древние времена жил король, у которого не было наследников. Поэтому он обратился за помощью к Шиве, используя в качестве подношения лотосы. Через несколько дней из бутона самого крупного цветка вышел мальчик. Правитель сразу понял, что это его сын.

Мальчик оказался сострадательным и добрым человеком, при виде мучений живых существ он чувствовал сильное душевное волнение. Поэтому его нарекли Авалокитешварой, что в переводе с санскрита означает «владыка, испытывающий милосердие».

Видя бесконечные страдания вокруг себя, мальчик обратился к богам с просьбой избавить людей от тягот. Шива согласился исполнить его желание в обмен на отказ от нирваны. Авалокитешвара начал много проповедовать, но вскоре разочаровался: количество негативных явлений в мире не уменьшалось. Тогда у него зародилась мысль о собственном спасении, и Шива в наказание за нарушение обета разбил его голову на 1000 мельчайших кусков.

Осколки собрал царь Амитабха, слепив из них 10-головое многорукое существо. Когда Авалокитешвара ожил, он произнес гимн Om Mani Padme Hum и спас всех окружавших его людей.

Читайте также:  Значение и текст мантры «СаТаНаМа»

Значение и перевод мантры «Ом Мани Падме Хум»

Это 6-слоговая мантра, которая считается одним из важнейших атрибутов бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары (Ченрезига). Впервые она упомянута в «Каранавьюха»-сутре «Махаяны», составленной на рубеже IV-V вв.

Авалокитешвара
Мантра является атрибутом сострадания Авалокитешвары.

Современная трактовка и перевод

Om Mani Padme Hum переводится с санскрита как «Слава драгоценному камню в цветке лотоса». Согласно учению «Махаяны», эта мантра является «сокровенным сердцем» Авалокитешвары и средством присвоения благородных качеств характера просветленного существа.

В тибетской традиции гимн Ченрезига рассматривают как совокупность 6 непереводимых слогов, которые лишают человека 6 негативных качеств. Это спасает его от рождений в мирах, ограниченных кармой.

Звук Приобретаемое качество Удаляемое качество
Om Щедрость Гордыня
Ma Этичность Ревностность
Ni Терпение Страстность
Pad Трудолюбие Предубежденность
Me Отрешенность Жадность
Hum Мудрость Ненависть

К кому направлена мантра

Мантра направлена к бодхисаттве Авалокитешваре, качества которого стремится обрести практикующий. Во время пения следует представлять, как энергия божества наполняет тело человека.

Пение мантры
При пении мантры энергия наполняет тело человека.

Что дает чтение мантры

По мнению Далай-ламы XIV, гимн способен «преобразовать нечистое тело, речь, ум и привести человека к состоянию духовного совершенствования».

Регулярное повторение гимна дает практикующему несколько преимуществ:

  • очищает разум от эгоистичных мыслей;
  • помогает разрушить плохую карму;
  • помогает нарастить энергию для воплощения праведных желаний.

Мантропение будет наиболее полезным, если практикующий ведет праведный образ жизни.

Символика мантры: звуки и цвета

Мантра олицетворяет абсолютную чистоту тела, речей, разума. Каждый ее звук символизируют 1 из 6 миров сансары. Кроме того, слоги гимна имеют еще несколько обозначений, в т. ч. божественные качества и цвета.

Звук Соответствующее царство Символизируемые божественные качества Символизируемый цвет
Om Дэвы (божественные существа) Мудрость Белый
Ma Асуры (полубоги) Сострадание Зеленый
Ni Люди Чистота тела, речи, ума Желтый
Pad Животные Невозмутимость Синий
Me Преты (голодные духи) Блаженство Красный
Hum Нараки (адские существа) Чистота сострадания Черный
Читайте также:  Сущность мантра-йоги - как использовать эффективно

Как петь мантру «Ом Мани Падме Хум»

Перед чтением мантры нужно найти тихое уединенное место. После этого следует принять удобную позу со скрещенными ногами и в течение минуты медленно глубоко дышать, чтобы очистить ум от негатива.

Визуализация во время чтения

Во время пения рекомендуется визуализировать звуки в виде лучей, которые настигают и очищают от негативной энергии всех живых существ. Это поможет обрести эффективное альтруистическое состояние ума. Когда появится устойчивая концентрация внимания, можно представить, как тело наполняется светом и получает божественные качества Авалокитешвары.

Звуки в виде лучей
Представляйте звуки в виде лучей Солнца, которые очищают живых существ.

Во время практики следует периодически обращать внимание на внутреннюю мотивацию.

Если появляются эгоистичные стремления, нужно трансформировать их в желание приносить пользу всем существам.

Правильное произношение текста

Слоги мантры произносят низким тихим голосом, не спеша.

Чтобы породить правильные вибрации в теле, следует придерживать такой последовательности:

  1. Сделать глубокий вдох, на выдохе произнести «Ом».
  2. Со звуком «Ма» направить поток энергии в центр тела и ощутить, как она растекается по нему.
  3. Наполнить грудную клетку воздухом и воспроизвести слог «Ни».
  4. На следующем звуке «Пад» поток медленно развернуть в обратном направлении.
  5. При пении «Ме» направить энергию в центр головы.
  6. На звуке «Хум» сделать продолжительный выдох.

Практики с мантрой

Пение мантры часто сочетают с игрой на тибетских поющих чашах, звуки которых помогают исцелять болезни физического тела. Тихая мелодия этого инструмента способствует расслаблению и развитию позитивного мышления, которые являются условием эффективного мантропения.

Медитации с мантрой «Ом Мани Падме Хум»

Гимн Om Mani Padme Hum является хорошим инструментом медитации, т. к. помогает сконцентрировать внимание и легко трансформировать энергию сознания. Звуковые паттерны мантры Авалокитешвары повторяют звуки природы, поэтому благотворно влияют на характеристики физического тела и психологическое состояние практикующего.

Читайте также:  Какие мантры читать для приготовления пищи и какие делать подношения божеству

Стоит ли делать тату с текстом и символами мантры

Многие тибетские монахи наносят на разные участки тела текст мантры, который служит защитным амулетом от влияния темных сил. Однако остальные последователи религиозного учения не должны делать тату, если не осознают ее глубокого сакрального смысла.

Поющие Чаши ‣ Singing bowls
Adblock
detector