Определение акустической среды и звукового ландшафта – значение и необходимость послушать все

Стремительная урбанизация и перенаселенность современных городов приводят к умственному и физическому истощению жителей. Качество звукового ландшафта и акустической среды рассматривается как главный фактор восстановления психологического комфорта. Исследования показывают, что состояние людей улучшается в присутствии приятных сбалансированных звуков на открытых пространствах.

Звуковой ландшафт
Звуковой ландшафт — система всех звуков, которые присутствуют в окружающей среде. 

Что такое звуковой ландшафт

Согласно терминологии Международной организации по стандартизации (ISO), звуковой ландшафт определяется как акустический эквивалент экосистемы, воспринимаемый и переживаемый человеком в контексте окружающей среды. Он является предметом изучения sound studies – научной дисциплины, посвященной звуковым исследованиям.

Акустический ландшафт формируется в результате воздействия одного или нескольких звуков, источники которых могут иметь естественное или антропогенное происхождение.

Влияние на самочувствие человека

Звуковые волны влияют на активность центральной и периферической нервной системы, вызывая сильные психофизиологические реакции. Например, антропогенный шум способствует появлению негативных эмоций и ухудшению общего самочувствия. Напротив, естественные звуки помогают снижать психологическое напряжение и бороться со стрессом вне зависимости от динамики городской среды.

Несмотря на большое количество исследований о взаимосвязи акустического фона и самочувствия человека, предполагаемые механизмы ее формирования пока остаются малоизученными.

Звуковые волны
Звуковые волны влияют на самочувствие человека и активность ЦНС.

Изменение подхода к важности звука

Впервые концепция звукового ландшафта была предложена финским географом Й. Гране в 1929 г. Ученый использовал этот термин в целях описания акустической среды, воспринимаемой слушателем.

Исследования концепции начались в конце 1960-х гг. и ограничились разработкой стратегий, направленных на защиту человека от нежелательного шума. Такой подход не акцентировал внимание ученых на опыте звукового восприятия.

Но со временем специалисты начали учитывать пожелания людей и в соответствии с ними формировать благоприятный акустический ландшафт.

В 2012 г. профессор канадского Макгиллского университета Джонатан Стерн описал термин sound studies как междисциплинарное направление в гуманитарных науках, стартовой или финишной точкой которого является звук. Согласно новой формулировке исследования акустического ландшафта должны посвящаться в равной степени анализу музыки, текстов и когнитивных механизмов восприятия колебаний.

Читайте также:  Эффективность арфотерапии и кому она подходит

Попытки воспроизвести звук через изображение

Несмотря на важность городского акустического пейзажа, человек склонен к зрительному восприятию среды. Поэтому в 2011 г. американские исследователи попытались визуализировать звуковые стимулы. Им удалось преобразовать акустические параметры в различные типы изображений: точки, линии, графические знаки. Ученые соотнесли полученные данные с объектами топографической карты, чтобы улучшить восприятие пространства и выявить взаимодействие различных звуков.

Несмотря на успешность проведенных исследований, предложенная система кодировки не получила широкого распространения.

Попытки воспроизвести
Попытки воспроизвести звук через изображение были успешными.

Поскольку звук не имеет геометрической формы, человеку сложно понимать аудиокартографические материалы.

Воркшоп института ИТМО

В ноябре 2020 г. на площадке российского Национального исследовательского университета ИТМО прошел воркшоп «Концепция звукового ландшафта». Целью мероприятия было знакомство участников с понятием акустического загрязнения и способами его обнаружения в окружающей среде. Во время воркшопа исследовались теоретические работы Р. Шейфера.

Акустическая среда и ее влияние на звуковой ландшафт

Акустическая среда формируется совокупностью шумов природного и техногенного происхождения, которая становится основой звукового ландшафта. Естественные колебания ожидаемы и приемлемы для человека, поскольку помогают ему сохранять бодрость и снижают уровень стресса. Напротив, техногенные звуковые колебания представляют опасность для здоровья.

Техногенные факторы

Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), техногенный шум является одной из основных причин роста смертности в результате экологического загрязнения. Искусственные низкочастотные звуки способствуют повышению кровяного давления, приводят к нарушениям сна и нервным расстройствам.

Источниками техногенных звуков являются:

  • различные виды машин и механизмов промышленного назначения;
  • транспортная техника;
  • звуковоспроизводящие устройства и пр.
Транспортная техника
Источниками техногенных звуков является транспортная техника.

Признаками техногенного шума также обладает музыка, интенсивность и частота которой сильно отклоняются от приемлемых значений. Например, подобные звуки воспроизводятся на музыкальных концертах, шоу-представлениях, дискотеках.

Антропогенные факторы

Антропогенные шумовые колебания являются следствием любой человеческой деятельности, в т.ч. связанной с использованием техники. Они негативно влияют не только на здоровье человека, но также на поведение животных и состояние локальных экосистем.

Основными факторами производства антропогенных шумов являются:

  • коммерческое судоходство;
  • разведка и разработка углеводородов;
  • исследовательская и рекреационная деятельность.

Исследования Шейфера

Впервые научный подход к изучению звуковой среды использовал композитор и преподаватель канадского Университета Саймона Фрейзера Р. Шейфер в начале 1970-х гг. Ученый создал модель, которая демонстрировала механизм взаимодействия людей и окружающего мира посредством акустических волн. Результаты своих исследований он опубликовал в книге The soundscape, изданной в 1977 г.

Читайте также:  Как работает здоровая чакра Анахата и как ее исцелить
Исследования Шейфера
Шейфер ввел научный подход к изучению звуковой среды.

В своей работе Р. Шейфер подчеркнул важность распознавания звуков, которые обогащают и питают сознание человека. Ученый попытался доказать необходимость использования акустических инструментов для создания более здоровой окружающей среды.

Сегодня его новаторская работа остается эталоном для всех дисциплин, интересующихся звуковым пейзажем.

Исследования 2009 года

В 2009 г. специалисты финского Университета прикладных наук Тампере опубликовали крупномасштабное исследование Acoustic Environments in Change, которое стало продолжением работы The soundscape канадского профессора Р. Шейфера. Исследователи повторили эксперименты основоположника модели акустического взаимодействия и подтвердили негативные эффекты, вызванные шумовым загрязнением.

Звуковое деление

Согласно теории профессора Р. Шейфера, окружающие человека звуки включают следующие элементы: основной тон, сигналы и метки.

Основной тон

Через основной тон слушатель получает базовые сведения, благодаря которым может оценить акустические свойства окружающего пространства. Данный элемент является аналогией тональности музыкальной композиции. Звуки этой категории могут быть плохо слышны, но фиксируются бессознательно.

Основной тон
Через основной тон слушатель оценивает акустические свойства пространства.

Сигналы

Они насыщают пространство и осознаются человеком, занимая первостепенную значимость. К сигналам относятся вой сирены машины скорой помощи, звон церковного колокола и пр. Если основной тон повествует об общих акустических характеристиках, то сигналы передают контекст акустической среды.

Метки

Звуковые метки вызывают стандартные ассоциации у человека. К ним относятся шум морского прибоя, гудение фабрик и пр. Метки распознаются благодаря тембральным особенностям: реверберация может сообщить, что события происходят в небольшой комнате или пещере.

Классификация звуков

Акустический ландшафт формируется в результате наложения нескольких типов звуковых колебаний: геофонических, биофонических, антропофонических. Их пространственное перекрытие сопровождается образованием плохо идентифицируемых сонотопов – чередующихся тихих и громких акустических пятен.

Геофонические

Геофония – это совокупность звуков, генерируемых естественными небиологическими агентами: ледниковыми образованиями, вулканами, морскими волнами, ветровыми потоками и пр.

Геофонические
Геофонические звуки генерируются небиологическими агентами.

Она вносит большой вклад в общий акустический фон, величина которого зависит от географической зоны. Например, в прибрежных районах преобладают средне- и высокочастотные шумы морских волн, способствующие снижению уровня стресса. В сейсмоактивных зонах часто присутствуют колебания низкочастотного спектра, усиливающие чувство тревоги и ухудшающие самочувствие.

Биофонические

Основой биофонии являются звуки животного мира: жужжание и стрекотание насекомых, пение птиц, голоса млекопитающих и пр. Эти акустические колебания стимулируют различные зоны коры головного мозга и вызывают преимущественно чувства радости и спокойствия.

Читайте также:  Что такое психоакустика простыми словами

Антропологические

Антропогенный шум – следствие человеческой деятельности. Сегодня он преобладает в окружающем пространстве, что является большой проблемой для экосистемы. Исследования показали, что антропофония приводит к повреждению слухового аппарата, изменениям в индивидуальном и социальном поведении, нарушениям метаболизма. Сегодня она представляет угрозу здоровью морских экосистем.

Почему важно «коллекционировать» звуки

Р. Шейфер рекомендовал исследовать акустическое пространство каждому человеку вне зависимости от возраста и профессии. Коллекционирование звуков помогает обогатить повседневный опыт, стать более вовлеченным и чувствующим внешний мир.

Акустическое пространство
Коллекционирование звуков обогащает повседневный опыт.

Активное слушание

Практика активного слушания позволяет:

  • расширить потенциал восприятия;
  • глубже исследовать окружающую среду;
  • увидеть причины и последствия событий.

Необходимо концентрироваться на звуках и пытаться услышать каждое движение во внешнем пространстве.

Рекомендуется классифицировать их на категории: природные или техногенные, тихие или громкие, приятные или отталкивающие и т.п.

Специальные упражнения

Р. Шейфер рекомендовал каждому человеку самостоятельно получить звуковое образование. С этой целью он разработал 100 упражнений на слушание и создание акустических колебаний.

По мнению ученого, локальное пространство обладает уникальным набором звуков и шумов, которые сильно влияют на психологическое и эмоциональное состояние человека, однако чаще это воздействие остается незамеченным. Поэтому нужно внимательно прислушиваться и анализировать звуки вне зависимости от места пребывания.

В одном из упражнений Шейфер советует установить взаимосвязь между зрительным и слуховым восприятием. Например сфокусировать взгляд на каком-либо музыкальном инструменте ансамбля, чтобы идентифицировать его звучание. Также можно «услышать» изображение или видео без звука, т.к. в воображении всегда есть какие-либо ассоциации.

Еще одно упражнение Р. Шейфера предлагает представить лопату, которая вонзается в землю. В этот момент нужно «услышать» характерный звук.

Использование звукового ландшафта и акустической среды в современной урбанистике

Совершенствование урбанистической среды для увеличения благополучия городских жителей становится важной задачей XXI в. Однако градостроители часто ограничиваются формированием благоприятных визуальных образов, игнорируя необходимость поддержания звукового разнообразия.

Сегодня в некоторых странах действуют законы, направленные на снижение негативного влияния акустической среды на человека. Например, на территории США с 1972 г. действуют и регулярно обновляются стандарты, устанавливающие порог шума, производимого авиационной и грузовой техникой.

Несмотря на предпринимаемые усилия, уровень шумового загрязнения в развитых странах остается высоким.

Поющие Чаши ‣ Singing bowls
Adblock
detector