Как применяется лечение музыкотерапией и что это за техника

Музыкотерапия – это методика, помогающая пациентам в процессах реабилитации или восстановления после перенесенных заболеваний. Она помогает корректировать поведенческий фактор при многих отклонениях в психике. Например, избавиться от депрессивного состояния, адаптироваться людям с нарушениями аутистического спектра, зрения, слуха. Нередки случаи, когда отмечается положительная динамика у детей с задержкой развития, как физической, так и умственной, вплоть до тех, кому диагностирован синдром Дауна.

Музыкотерапия
Музыкотерапия — методика реабилитации после перенесенных заболеваний.

Музыкотерапия – что это такое

Возможность воздействовать на организм с помощью звуков не всеми оценивается как правильное решение. Большинство людей воспринимает медицину как врачебное вмешательство, хирургическое или медикаментозное. До сих пор некоторые с цинизмом относятся к гипнозу и помощи психологов.

Однако сегодня эта методика завоевывает свой авторитет у пациентов и их близких. Излечить с помощью правильно выстроенных звуков отравление или заражение крови невозможно. Но врачи всего мира рассматривают музыкотерапию как метод психологической коррекции физиологических и психосоциальных аспектов расстройств личности.

Этот способ воздействия на человека позволяет повлиять на такие процессы, как память, мышление, внимание, душевное равновесие личности, активировать ее творческий потенциал.

История и происхождение

Лечение музыкой началось очень давно. Первое упоминание о том, что с ее помощью удалось достичь душевного успокоения человека, есть в Библии. Притча рассказывает о том, как пастух Давид, услаждая слух царя Саула игрой на гуслях, сумел «изгнать» тревожащий его «злой дух».

Аристотель
Аристотель с успехом использовал эту методику.

Исторические документы доказывают, что еще Аристотель, Платон, а также Пифагор с успехом использовали эту методику в целительных процессах. Их практику оценил и продолжил развивать в XII в. врачеватель Мхитар Гераци из Армении.

В начале XIX в. музыкотерапия оформилась в несколько школ:

  • шведскую (основатель – А. Потнвик);
  • немецкую (Кениг, Келер, Швабе);
  • французскую (А. Томатис);
  • американскую.

Российские ученые стали изучать это направление в медицине в конце XIX в. – начале XX в. Самыми яркими представителями его были:

  • Р. Блаво;
  • В. Бехтерев;
  • С Шушарджан;
  • И. Сеченов;
  • В. Петрушин;
  • И. Догель;
  • В. Элькин;
  • И. Тарханов;
  • М. Люшер.
Р. Блаво
Российский ученый Р. Блаво стал изучать музыкотерапию в медицине.

Чем объясняется влияние на человека

Звуковые волны, издаваемые инструментом или голосом, посылают импульсы в мозг живого существа. Вследствие этого нервная система активизируется, приходят в тонус мышцы и органы организма, увеличивается выброс гормонов в кровь.

Ритм музыкального произведения стимулирует физиологические процессы, успокаивает либо раздражает, тонизирует, блокирует либо нормализует некоторые функции органов.

Для каких целей применяется

Чаще всего к такой методике прибегают в психотерапии для борьбы с неврозами, психозами, шизофренией, неврастенией, бессонницей. Иногда музыкальная терапия помогает снизить симптомы бронхита, гастрита, язвы, болезней сердца, мочеполовой системы.

Отвлечение от болей

Расслабляющее действие музыки позволяет пациентам забыть о плохом, настраивает его на позитивный лад. Любое психологическое отвлечение от происходящего обладает временным обезболивающим эффектом. Он не настолько силен, как медикаменты, но иногда необходим. Особенно это важно для аллергиков.

Отвлечение от болей
Действие музыки отвлекает от боли и настраивает на позитивный лад.

При болезнях нервной системы

Певица, музыкант, поэт, композитор Алиса Апрелева утверждает, что музыка способна творить чудеса. Она помогает людям восстанавливаться при:

  • коме;
  • инсультах;
  • черепно-мозговых травмах.

Врачи отмечают, что правильные звуки положительно влияют на состояние пациентов с болезнями Альцгеймера, Хантингтона, Паркинсона, с боковым амиотрофическим склерозом, ДЦП.

Психотерапия и психологическая коррекция

Звуковые волны, выстроенные гармонично, нормализуют эмоциональный фон, помогают формировать новые навыки общения. Таким образом пациент определяет для себя иные жизненные ориентиры, социализируется.

Звуковые волны
Звуковые волны нормализуют эмоциональный фон.

Этот процесс очень индивидуален. Некоторые душевнобольные при звуках их любимых мелодий сразу же успокаиваются, становятся послушными. Иные любят засыпать под трансляцию выступлений симфонического оркестра. Но иногда наблюдается противоположная реакция, когда пациент испытывает негативные эмоции.

Этот вид терапии – лишь дополнительный способ борьбы с заболеваниями. Отказ от основного лечения может сильно ухудшить ситуацию.

Реальная польза музыкотерапии

Слушая классические произведения время от времени, трудно поверить в то, что они могут излечить от чего-либо или помочь в процессе реабилитации. Однако практика доказывает обратное.

Читайте также:  Как возникла медитация под тибетские поющие чаши

Научные исследования и эксперименты

В 1913 г. В. М. Бехтерев создал Комиссию по изучению лечебного, воспитательного и гигиенического влияния музыки на пациентов. Ученым удалось доказать, что некоторые люди, страдающие приобретенным слабоумием, не утрачивают своих музыкальных навыков или продолжают реагировать на звуки так же, как и до наступления болезни.

Комиссия
Специальная комиссия изучает лечебное влияние музыки на пациентов.

Аппараты, регистрирующие дыхание, кровяное давление, мышечный тонус, позволили составить картину воздействия звуковых волн на организм пациентов. Было выявлено, что меланхолическая мелодия не всегда действует на человека угнетающе. Иногда она даже способна возбуждать некоторые участки мозга, чаще – умиротворять и успокаивать.

Тревожные расстройства и депрессия

Елена Медведева, автор книги «Арт-педагогика и арт-терапия в специальном и инклюзивном образовании», утверждает, что пациент в подавленном состоянии во время сеансов музыкотерапии начинает на подсознательном уровне управлять своими эмоциями.

Стеснение, замыкающее чувства пациента внутри него, пропадает во время прослушивания произведений, игры на инструментах или пения, когда он находится один в арт-студии. Преодолев барьер страха перед самовыражением, человек постепенно учится общаться с другими людьми, пытается поделиться своими чувствами и переживаниями через музыку.

Комплекс терапии помогает пациентам с депрессией, биполярным и тревожным расстройствами. Курс дает возможность человеку с заболеванием повысить самооценку, преодолеть барьер отрешенности от мира, настроиться на позитивный лад.

Виды музыкотерапии

Вкусы у людей разные. Одному нравятся фуги Баха, другому – сонаты Бетховена, а третий предпочитает вальсы Шопена. Кто-то любит слушать музыку в одиночку, другому предпочтительно в этот момент видеть лица других слушателей, чтобы наблюдать, насколько их реакция отличается от его. Важно верно подобрать вид произведения, форму воздействия на пациента, число участников во время сеанса, способ взаимодействия с музыкой.

Музицирование

Этот вид самовыражения помогает в стрессовых ситуациях, в состоянии депрессии. Никто не знает, какие бури бушуют внутри внешне спокойного замкнутого человека, привыкшего подавлять свои эмоции. Накапливающиеся внутри чувства могут спровоцировать тяжелый нервный срыв.

Музицирование
Музицирование помогает в стрессовых ситуациях.

И если позволить такому пациенту выразить негативные эмоции во время исполнения музыкального произведения, то легко избежать негативных последствий.

Очень хорошо подходят в таких случаях прелюдии Скрябина, 2-я часть «Полонеза» Огинского, некоторые сонаты Бетховена и Моцарта.

Клиническая терапия

Такая терапия применяется в профилактических и лечебных целях. В основном это пассивное слушание разноплановых произведений, во время которого врачи производят замеры кровяного давления, мышечного тонуса, дыхания, сопоставляют результаты и составляют план дальнейшего лечения пациента.

Интегративная

У некоторых людей слуховое восприятие развито лишь на практическом уровне. Музыка оказывает слабое воздействие на их эмоции и чувства. В качестве дополнительных способов усиления эффекта звуки произведения сопровождаются визуальными образами: картинами, цветовыми пятнами, танцами.

Интегративная
Для усиления эффекта музыку сочетают с просмотром картин.

Это сочетание музыкального сопровождения с визуальным и образным восприятием, т. е. другими видами творчества, например изобразительным искусством или танцем. На сеансах психотерапевты иногда предлагают пациентам самим нарисовать то, что они чувствуют, либо показать эмоции с помощью движений телом.

Тематическая

Этот вид воздействия на пациента включает в себя не только произведения какого-то автора или певца, но и рассказ о его творчестве, биографии.

Терапия подходит людям, не утратившим коммуникативных функций и умеющим воспринимать информацию.

Фоновая

Негромкая умиротворяющая музыка, правильно подобранная терапевтом, способна вернуть пациента к привычному жизненному укладу. Научные исследования доказали, что и на здоровых людей этот вид терапии оказывает положительное воздействие. Многие специалисты отмечают, что во время звучания любимых произведений у человека поднимается производительность труда, активируется мозговая деятельность.

Хирурги
Хирурги часто работают с включенной тихой музыкой.

Хирурги часто работают, включив в операционной тихую, спокойную музыку, утверждая, что так операция проходит слаженнее.

Формы музыкотерапии

Во время терапии пациент либо сам принимает в ней участие, либо является пассивным слушателем. Исходя из этого различают 2 формы лечения.

Активная

Сюда относятся:

  • музицирование;
  • пение;
  • отбивание ритма (постукивание предметами, притопывание, хлопки в ладоши);
  • дирижирование;
  • движения под музыку (танец, занятие аэробикой, сценическое изображение мимикой или телом мысленных образов);
  • рисование;
  • лепка.
Пение
Во время терапии пациент может петь сам.

Активная форма используется только людьми, у которых не отсутствуют двигательные функции. Но даже парализованные пациенты могут, например, постукивать карандашом или покачиваться в такт звучанию.

Рецептивная

Иначе этот вид музыкотерапии может называться пассивным. Его могут использовать все без исключения. Важным фактором здесь является правильно подобранное для прослушивания произведение.

Если мелодия вызывает у пациента излишнее возбуждение, активирует проявление агрессии, злобы или заставляет его плакать, то занятия временно прекращаются.

В таких случаях следует пересмотреть используемый для лечения репертуар.

Читайте также:  Как устроена нада-йога и кому она подойдет

Как применяется музыкотерапия

Большинство приемов являются общими для людей всех возрастов. Но есть такие виды терапии, которые используются только для дошкольников или подростков, зрелых или пожилых людей.

Для детей

Дошкольный возраст насыщен впечатлениями, жаждой познания. Воздействовать на ребенка эмоционально, научить чувствовать музыку, самовыражаться с ее помощью – задача взрослых. И помогает в этом кинезитерапия, когда детям предлагают жестами и движениями изобразить то, что они мысленно видят во время слушания произведения. Такие занятия развивают воображение, убирают внутренние зажимы эмоций и их выражения, снимают стресс.

Кинезитерапия
Ребенок самовыражается с помощью музыки.

Показательным в этом виде музыкотерапии можно назвать упражнение «Полет шмеля» под музыку Римского-Корсакова. Перед его началом ведущий сообщает, что композитор хотел показать несколько минут жизни насекомого, которое питается нектаром, перелетая с цветка на цветок. Далее включается произведение, а детям предлагается движениями показать все, что им представляется в это время.

Взрослые могут тоже принимать участие в процессе, чтобы повысить активность дошкольников.

Упражнение полезно всем детям без исключения, даже тем, у которых нет проблем с психическим состоянием или умственным развитием.

Часто при общении с младенцами или аутистами используется замена речевой способности на коммуникацию с помощью песен. К таковому можно отнести колыбельные. Если ребенок не понимает речи, он запомнит мелодию и при первых ее звуках будет понимать, что надо спать. Для детей можно включать одну и ту же музыку перед едой, прогулкой, умыванием. Так, даже при отсутствии возможности вербального общения в связи с психическими нарушениями, ребенок научится понимать, что от него требуют взрослые.

Для взрослых

Чаще всего зрелые люди страдают от неврозов, депрессии, неврастении. Симптомы этих заболеваний снимаются не только медикаментозно, но и с помощью разных видов специальных музыкальных упражнений. Используются как активные формы, так и рецессивные.

Для взрослых
Зрелые люди часто страдают от депрессии и неврозов.

Программа занятий составляется с учетом музыкального вкуса пациента, его образовательного уровня, образа жизни. Вряд ли сельский житель сразу же проникнется классикой, а человеку образованному могут быть неприятны популярная эстрада, рэп, народные и застольные песни.

Среди взрослых людей используют эту форму терапии к пациентам с психическими отклонениями, отставаниями в развитии. Их паспортный возраст часто может не соответствовать физическому. Поэтому лечебные сеансы для такого контингента часто идентичны тем, которые рассчитаны на детей.

Для пожилых людей

Музыкотерапия дает положительные результаты у пациентов с болезнями Паркинсона, Альцгеймера, деменцией и слабоумием, страдающих неврозами, маниакальной депрессией, бредовым расстройством. Упражнения действуют успокаивающе на нервную систему, поднимают настроение. Произведения, связанные с приятными событиями из прошлого, воздействуют на процессы памяти, активируя ее.

Для реабилитации пациента с потерей коммуникативных навыков используют метод заменяемости речевой способности на общение с помощью музыки. Здесь можно обращаться не только к простым детским песням, но и к классическим произведениям.

Как проводится сеанс терапии музыкой

Очень важно, чтобы во время занятия окружающая обстановка не раздражала, а, напротив, была уютной, располагала к спокойствию и умиротворению.

Обязательно надо обращать внимание на процесс слухового восприятия пациентом. Есть люди с повышенной чувствительностью к звукам. Для них громкость следует снизить, чтобы они ощущали себя комфортно.

Сеанс терапии музыкой
Сеанс терапии музыкой должен иметь уютную обстановку.

Примеры упражнений

Отмечают 3 направления в практическом применении музыкотерапии. Во время них используются:

  • кинезитерапия (движения под музыку);
  • способ мысленного перевоплощения с целью переживания негативных моментов и выхода из стрессовой ситуации;
  • рисование во время прослушивания.

Все они дают возможность выброса негативных эмоций изнутри без вреда для себя и окружающих, помогают пережить стрессовую ситуацию и выйти из нее успокоенным и обновленным.

Первый способ основан на том, что участник танцует, занимается аэробикой либо изображает с помощью движений то, что он чувствует.

«Океан»

Это упражнение относится ко 2-му направлению. Оно состоит из таких этапов:

  1. Участник принимает расслабленную позу, чаще полулежа.
  2. Пациент закрывает глаза и старается мысленно увидеть то, о чем просит ведущий.
  3. Включается музыкальное произведение.
  4. Ведущий читает текст.
  5. Участник воображает то, что озвучивает чтец.
  6. По окончании звучания произведения ведущий задает вопросы о состоянии участника, о пережитых им эмоциях.

В тексте на фоне музыкального сопровождения ведущий сначала описывает разбушевавшуюся стихию: «Небо свинцовое, дует сильный ветер. Он поднимает волны, бросает их на скалы».

Затем он сравнивает шторм с неприятностями, которые пришлось испытать участнику в жизни и которые не отпускают его.

Читайте также:  Где расположена Свадхистана-чакра и как ее развить
Пациент закрывает глаза
Участники принимают расслабленную позу и слушают музыку.

Произносить нужно примерно следующее: «Вспомните проблему, которая тревожит вас, приблизьте ее к себе, как будто бы она происходит здесь и сейчас. А теперь нужно понять, что та неприятность – это и есть бушующий океан, а вы – маленькое суденышко, попавшее в шторм. Волны накатывают на вас, пытаются бросить на скалу, чтобы разбить в мелкие брызги. Сил бороться со стихией уже нет. Но остался последний выход – можно нырнуть вглубь, чтобы волны не смогли бросить вас на скалу. И вы собираетесь внутренне и уходите под воду».

Постепенно музыка успокаивается. Ведущий указывает на этот момент, дает психологическую установку на то, что неприятности, как и стихия, – временны, все проходит. Дальше он произносит: «Под водой все не так страшно, как наверху. Вой ветра не слышен, смертоносные волны ощущаются как слабое покачивание. Обратите внимание на свои ощущения: напряжение отпускает, дыхание выравнивается, сердцебиение становится ритмичным. Теперь вы уже не судно, а рыба. Вам комфортно на глубине, шторм здесь не страшен».

В конце упражнения мелодия становится совсем умиротворенной и спокойной. Ведущий сообщает о том, что пациенту удалось победить все беды, все встало на свои места. Он сравнивает состояние человека с успокоившимся океаном: «Теперь можно выныривать на поверхность. Океан спокоен, солнечные лучи пробились сквозь тучи. Вы снова возвращаетесь в свое тело, обретаете прежний человеческий образ. Вы выходите на берег и ложитесь на песок. Постепенно тело согревается, вы чувствуете, что все неприятности остались позади. Вас больше ничего не тревожит».

Последняя фраза совпадает с окончанием звучания. Ведущий предлагает сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза. Затем он интересуется, изменилось ли его отношение к той проблеме, которая казалась ему неразрешимой еще несколько минут назад. Часто пациенты сообщают, что теперь видят ее в другом свете. Одни делятся радостью, что теперь знают, как с ней справиться, а другие понимают, что она не так велика, как они думали раньше.

Это упражнение дает возможность пережить больные эмоции, не подавляя их, не загоняя внутрь, и освободиться от них.

«Рисуем звуки»

Участникам этого упражнения не нужно обладать талантом художника. Рисунок может быть схематичным, абстрактным. Сюжетность не играет роли. От участника требуются лишь погружение в свое состояние и отображение его с помощью карандашей, красок, фломастеров на листе бумаги.

Рисуем звуки
От участника требуется отображение своего состояния на бумаге.

Это упражнение по результативности не уступает «Океану». Но здесь пациент сам руководит своими действиями, ему не нужен посредник между эмоциями и их выражением. Поэтому рисовать во время прослушивания можно самостоятельно, не привлекая никого со стороны.

Показания и противопоказания музыкотерапии

Основными заболеваниями, при которых назначают лечебные сеансы, являются:

  • депрессии;
  • аутизм;
  • спинномозговые травмы;
  • стойкая бессонница;
  • повышенная тревожность;
  • эмоциональная нестабильность;
  • сниженный иммунитет;
  • когнитивные нарушения;
  • сенсорный дефицит;
  • умственная отсталость и задержка в развитии;
  • неврозы;
  • афазия;
  • возрастные изменения.

Противопоказания могут быть для пациентов с эпилепсией или при полной глухоте. Хотя современная медицина научилась бороться со слуховыми отклонениями.

Однако нельзя этот метод лечения использовать как основной, исключая медикаментозное, хирургическое и другие виды воздействия на организм.

Эффект Моцарта и музыкотерапия

Заговорили о нем в начале 90-х гг. прошлого столетия. Ученые из Калифорнийского университета в 1993 г. поведали миру о результатах своих опытов. Испытуемые после прослушивания произведений композитора лучше справлялись с логическими задачами в тестах.

Еще активнее стали обсуждать лечебный эффект классики после заявления Жерара Депардье. Он объявил, что по совету своего психотерапевта по 2 часа ежедневно в течение нескольких недель слушал произведения Моцарта. Благодаря этим занятиям он избавился от заикания.

Эти факты породили слухи и домыслы, которые стали муссироваться в прессе. Корреспонденты утверждали, что классика способна повысить IQ, излечить практически все болезни, даже разгладить возрастные морщины. Но другие исследования доказали, что одного только воздействия классических произведений на мозг для его развития недостаточно. Повышение интеллектуальных способностей после прослушивания наблюдается в течение четверти часа, а потом показатели снова возвращаются на прежний уровень.

При более глубоком изучении этого эффекта ученые сделали вывод, что сила воздействия музыки Моцарта на интеллект обусловлена частотой звуковых колебаний, совпадающих по фазе с биоритмами мозга. Но самым главным в музыкотерапии является все-таки то, что она улучшает настроение. Из-за этого наблюдается снятие стресса, уходит тревожность, появляются умиротворение и желание жить активно.

Поющие Чаши ‣ Singing bowls
Adblock
detector