Как применяется музыкотерапия в детских садах

В последнее 10-летие дошкольные образовательные учреждения активно внедряют инновационные подходы к развитию детей. Одним из таких новшеств является музыкальная терапия, позволяющая корректировать поведение, формировать когнитивные и социальные навыки у воспитанников.

Методика демонстрирует высокую эффективность при обучении дошкольников вне зависимости от их возраста и состояния здоровья. Поэтому музыкотерапия в детском саду используется все чаще.

Дети и музыка
Музыкальная терапия развивает в детях творческое мышление.

Что такое музыкотерапия для детей

Музыкальная терапия является научно обоснованным методом, использующим различные свойства музыки в целях стимуляции чувственных переживаний.

Позитивные эмоции, возникающие у ребенка при прослушивании мелодий, оказывают благотворное влияние на его физиологическое и психологическое здоровье.

Музыкотерапия в основном реализуется посредством прослушивания мелодий, игры на инструментах, пения. Нередко ее методы сочетают с танцевальными упражнениями.

Цели и задачи музыкотерапии в ДОУ

Основной целью использования музыкотерапии в ДОУ является развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевых качеств воспитанников.

Перед педагогом, использующим эту методику, стоит несколько задач:

  • формирование творческих способностей у детей;
  • развитие эмоционального интеллекта;
  • расширение когнитивных возможностей;
  • тренировка общей и мелкой моторики.

Влияние ритма и тональности на организм человека

Основой музыкального произведения является мелодия, выражающая его главную мысль и образ. Она представляет собой комбинацию ритма и тональности, которые оказывают прямое воздействие на эмоциональное состояние и поведение человека.

Музыкальный ритм увлекает за собой сердечный: чем ниже его скорость, тем реже пульс. В этом случае мелодия будет оказывать на организм расслабляющее действие. Напротив, быстрый ритм сопровождается возбуждающим эффектом и формированием отрицательных эмоций.

В обработке тональности участвует лимбическая система мозга, которая отвечает за мотивацию. Минорная мелодия подавляет эмоции, усугубляет депрессивное состояние, ослабляет волю. Напротив, мажорные звуки способны улучшать настроение и воодушевлять человека.

С помощью мелодии можно влиять на физиологические показатели: секрецию гормонов и нейромедиаторов, артериальное давление, восприятие боли. Кроме того, ритмичный звук синхронизирует поведение и мышление людей в группе, а тональность является ключевым компонентом в построении взаимопонимания.

Читайте также:  Как работает феномен АСМР и кому полезно слушать расслабляющие звуки

Когда была отмечена эффективность музыкотерапии для детей

Впервые использовать музыкальную терапию в сфере образования предложил в 1940-х гг. американский психолог Эверетт Гастон. Он разработал специализированные учебные программы, которые были утверждены несколькими крупными колледжами и университетами США. Эксперимент оказался удачным, после чего педагоги стали внедрять идеи Э. Гастона в школах.

Спустя всего 10 лет в стране начали работать программы по подготовке специалистов, использующих звукотерапию в детских образовательных и медицинских учреждениях.

В России внедрением методики в образование начал заниматься доктор медицинских наук М.Л. Лазарев. Его оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» в рамках ДОУ стартовала в 1997 г. Основообразующим компонентом проекта стала музыка, в которой, по мнению автора, заложен большой целебный потенциал.

Музыкотерапия
Музыка оказывает оздоровительное действие.

Как нужно подбирать музыку по темпераменту ребенка

Выбор музыкального произведения должен зависеть от темперамента слушателя. Спокойному, медлительному ребенку рекомендованы композиции с подвижным темпом.

Из классических произведений подходят вальсы или марши, например:

  • «Сон в летнюю ночь» – увертюра Ф. Мендельсона;
  • «Щелкунчик» – музыка из балета П.И. Чайковского;
  • «Аида» – опера Д. Верди и др.

Активному и импульсивному дошкольнику следует слушать мелодии со спокойным ритмом, способствующим расслаблению и стабилизации эмоционального состояния.

Примером таких произведений являются:

  • «Лунная соната» – произведение Л. Бетховена;
  • рождественские церковные песнопения;
  • естественные звуки природы и др.

Как используется музыкотерапия в ДОУ

Применение музыкотерапии сегодня является многообещающим направлением дошкольных учреждений. Эта технология помогает эффективно корректировать психофизическое здоровье учащихся в процессе их повседневной деятельности. Педагоги используют музыку для формирования социальных ценностей и созидательных параметров личности у детей раннего возраста.

Основные правила

Ключевым фактором результативности терапии является грамотно составленная музыкальная программа, которая учитывает возрастные особенности и эмоциональное состояние воспитанников.

При реализации подхода педагоги должны использовать все возможные методы, воздействуя на различные функции организма и аспекты личности детей.

Например, для оздоровления и укрепления органов дыхания полезна игра на духовых инструментах, для развития мелкой моторики – на клавишных. При отсутствии у воспитанников навыков самообладания рекомендовано прослушивание спокойной расслабляющей мелодии или естественных звуков природы.

Читайте также:  Как лечиться тибетскими поющими чашами, и как работает эта техника

Дыхательные упражнения

Правильное дыхание играет ключевую роль в формировании речевых функций. Также оно является важным фактором полноценного физического развития ребенка: сильные респираторные мышцы обеспечивают эффективный метаболизм и защиту от патогенных микроорганизмов.

Целью дыхательной гимнастики является формирование навыков управления частотой и глубиной дыхания, что достигается благодаря таким простым упражнениям:

  • выдуванию мыльных пузырей;
  • вдыханию цветочных ароматов;
  • имитации голосов животных;
  • вокализации букв, буквосочетаний и др.

Правильное дыхание также помогает приобрести навыки эмоционального самоконтроля: управляя фазами выдоха и вдоха, можно получить успокаивающий или мобилизующий эффект соответственно.

Фонопедические занятия

Высокоэффективным способом развития голоса, слуха и когнитивных способностей дошкольников считается система фонопедических упражнений российского педагога-исследователя В.В. Емельянова.

Его методика основана на преподавании техники вокала и артикуляционных приемах защиты и восстановления голосового аппарата. Фонопедическая гимнастика способствует формированию чувства ритма, правильного дыхания, навыков звукообразования и интонирования.

Система включает несколько типов упражнений:

  • артикуляционную гимнастику;
  • координирующие интонационно-фонетические приемы;
  • активизирующие приемы на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционную гимнастику используют на фонопедических занятиях.

Рекомендованные произведения

При подборе музыкальных произведений важно учитывать время суток и характер деятельности детей. Например, в утренние часы воспитанники дошкольного учреждения нуждаются в заряде бодрости, который обеспечивают быстрые и эмоционально насыщенные мелодии.

Напротив, перед приемом пищи или сном им необходимо расслабиться, прослушав тихие, медленные композиции.

Утро

Когда воспитанник приходит в образовательное учреждение, он должен ощутить атмосферу благожелательности. Формированию позитивного психологического климата способствуют короткие сбалансированные мелодии, написанные в классическом стиле.

К утреннему прослушиванию рекомендуются такие произведения:

  • «Карнавал животных» – сюита французского композитора К. Сен-Санса;
  • «Петя и волк» – симфоническая сказка советского пианиста С. Прокофьева;
  • «Утро» – сюита Э. Грига;
  • оркестровые композиции П. Мориа;
  • оперы австрийского музыканта В. Моцарта.

Желательно выбирать динамичные и эмоционально насыщенные произведения, чтобы ребенок обратил на них внимание. Продолжительность одной композиции не должна превышать 5 минут.

Перед сном

Прослушивание медленных, тихих мелодий перед сном способствует расслаблению и быстрому засыпанию.

Терапевты советуют использовать такие произведения:

  • «Аве Мария» – композиция И. Баха и Ш. Гуно;
  • «Времена года» – фортепианного цикла композитора П.И. Чайковского;
  • фортепианные соло Р. Клайдермана и др.
Читайте также:  За что отвечает коронная чакра сахасрара

Вечером перед уходом

Вечером ребенок нуждается в снятии усталости и психологического напряжения.

В этом ему помогут спокойные, тихие мелодии, например:

  • «Концерт для скрипки с оркестром» немецкого композитора Ф. Мендельсона;
  • «Времена года» – цикл концертов А. Вивальди;
  • органные произведения И. Баха и др.

Если ребенку не нравится никакая музыка

Если ребенок не воспринимает или испытывает стойкое негативное отношение к музыке, рекомендуется использовать различные стимулы:

  • установить доверительные взаимоотношения с воспитанником;
  • привлекать учащегося к планированию программы, что поможет выявить и развить его интересы;
  • провести несколько индивидуальных занятий;
  • поощрять старания и успехи похвалой.

При обучении в группах важно, чтобы ребенок почувствовал себя полноценным участником коллектива. Поэтому необходимо привлекать его к коммуникации с другими детьми.

Вгруппе
Опытный воспитатель сумеет заинтересовать ребенка.

В каких случаях музыкотерапия не поможет

В большинстве случаев музыкальная терапия сопровождается позитивными результатами, однако не рекомендуется использовать ее для самостоятельного лечения опасных физических и психиатрических состояний.

Хотя правильно подобранная мелодия ослабляет некоторые патологические симптомы, пациенту может потребоваться медикаментозное или физиотерапевтическое воздействие.

Эффективность выбранного типа музыки может показаться низкой, если терапевт не сможет учесть предпочтения, физическое и психологическое состояние клиента.

Интересные факты о музыкотерапии

Музыкотерапия не знакома большинству людей, однако сегодня она стремительно развивается и применяется в образовании и клинической медицине.

Можно назвать несколько интересных фактов об этой области знаний, которые могут многих удивить:

  1. Профессия музыкального терапевта официально признана в некоторых развитых странах. Чтобы получить право на осуществление этой деятельности, необходимо иметь степень бакалавра.
  2. Специалисты используют только научно обоснованные методы и гарантируют получение оздоровительного эффекта.
  3. Посетить процедуру вправе любой человек вне зависимости от возраста, состояния здоровья, уровня образования. От клиента не требуется владеть специальными знаниями и навыками.
  4. Методика эффективна в коррекции нежелательных психологических состояний, лечении патологий нервной и респираторной системы. Кроме того, она облегчает течение сложных болезней.

В России музыкотерапия признана полезной медицинской практикой, но пока вузы не разрабатывают программ по подготовке профессионалов. Ожидается, что это произойдет в ближайшем будущем.

Поющие Чаши ‣ Singing bowls
Adblock
detector